Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в системе дополнительного образования
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-192-157-164
Аннотация
Рассмотрена коммуникативная компетентность, как одна из ключевых компетенций современных старшеклассников, которая является ресурсом эффективной будущей профессиональной реализации. В ходе исследования было выявлено содержание коммуникативной компетентности, которое определяет более сложные процессы коммуникации и сетевого взаимодействия. Также выделены этапы, компоненты и условия формирования коммуникативной компетентности, определены уровни ее сформированности, предложены психолого-педагогические техники и технологии формирования коммуникативной компетентности, а также разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа успешной коммуникации». Результаты исследования могут быть использованы при организации процесса формирования коммуникативной компетентности в системе дополнительного образования. Особенностью программы является ее вариативность и возможность реализации как в очном, так и дистанционном формате.
Об авторах
В. Ю. БединаРоссия
Бедина Вера Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и клинической психологии
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
В. М. Мелехова
Россия
Мелехова Виола Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Н. В. Позднякова
Россия
Позднякова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Голуб О.Ю. Коммуникативная компетентность в условиях сетевых взаимодействий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2019. Т. 19. № 2. С. 126-130. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-2-126-130
2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М., 2002.
3. Кузнецова Н.И., Кузнецова А.Н. Компетентностный подход в отечественной системе дополнительного профессионального образования // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. Ульяновск: Изд-во SIMJET, 2013. С. 519-528.
4. Фальковская К.И. Коммуникативная компетентность личности молодого человека в добровольной социальной работе. М., 2008. 111 с.
5. Тесленко В.И., Латынцев С.В. Критерии и уровни сформированности у обучаемых коммуникативной компетентности // Психология обучения. 2011. № 10. С. 32-43.
6. Кузнецова А.Н. Формирование коммуникативной компетентности как механизм социализации личности в учреждении дополнительного образования детей: дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2007. 342 с.
Рецензия
Для цитирования:
Бедина В.Ю., Мелехова В.М., Позднякова Н.В. Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в системе дополнительного образования. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(192):157-164. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-192-157-164
For citation:
Bedina V.Y., Melekhova V.M., Pozdnyakova N.V. Development of communicative competence of high school students in the system of supplementary education. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(192):157-164. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-192-157-164