Ознакомление с фонетической вариативностью английского языка в контексте обучения студентов восприятию аутентичной устной речи
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-418-427
Аннотация
Актуальность. Рецепция занимает важное место в процессе коммуникации на иностранном языке, что находит свое отражение в основных руководящих документах, регламентирующих стандарты иноязычного образования. В этой связи с повышением уровня владения иностранным языком возрастает роль использования аутентичных материалов, и возникает потребность в ознакомлении с нестандартными (незнакомыми) вариантами английского языка обучаемыми, что фактически не отражено в большинстве образовательных контекстов, включая языковые вузы. Для решения этой задачи необходимо обосновать необходимость ознакомления студентов с фонетической вариативностью английского языка, рассмотреть вопросы, связанные с уточнением цели и отбором содержания обучения акцентам (в частности, разработать критерии его отбора), поиском наиболее эффективных методов и приемов, а также средств. Цель исследования – обозначить основные инвариантные характеристики акцента и влияние осведомленности обучаемых о фонетической вариативности на непосредственное восприятие устной речи, определить цель, специфику содержания и рассмотреть возможные пути организации такого обучения.
Методы исследования. В исследовании использовался анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение.
Результаты исследования. Проанализированы основные характеристики акцента и роль влияния осведомленности о них на восприятие аутентичной иноязычной речи. Уточнена цель ознакомления с фонетической вариативностью, которая заключается, с одной стороны, в формировании у студентов способности воспринимать аутентичную устную речь, а с другой – в освоении ими исследовательского инструментария, необходимого для самостоятельного изучения акцентов. Исследовано содержание обучения, определены методы и приемы ознакомления с фонетической вариативностью, предложены критерии выбора средств обучения.
Выводы. Целенаправленное обучение акцентам способствует развитию лингвистической компетенции в целом и лучшему восприятию устной речи в частности. Наличие множества акцентов как результат межкультурного взаимодействия влечет за собой потребность в ознакомлении студентов с основными инвариантными характеристиками данного феномена, с одной стороны, и в обеспечении их исследовательским инструментарием для самостоятельного изучения фонетической вариативности – с другой, что находит отражение в содержании обучения. Выбор средств ознакомления студентов с акцентом сопряжено с рядом ограничений, которые обусловлены локализированной характеристикой акцента. Обучение должно предусматривать коммуникативную направленность и развитие умения воспринимать аутентичную устную речь, что возможно благодаря использованию таких методов и приемов, как анализ и имитация, транскрибирование. Опора на транскрипцию при аудировании, обращение к контрастивному анализу, постепенное повышение уровня сложности и развитие академического сообщества обучаемых на этом фоне – основные факторы, обеспечивающие достижение цели.
Ключевые слова
Об авторе
М. И. ИвченкоРоссия
Ивченко Максим Игоревич, ассистент кафедры лингвистики и лингводидактики
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. North B., Piccardo E., Goodier T. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment – Companion volume. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2020. 275 p.
2. Hayati A.M. The impact of cultural knowledge on listening comprehension of EFL learners // English Language Teaching. 2009. Vol. 2. № 3. P. 144-152. https://doi.org/10.5539/elt.v2n3p144
3. Мурунов С.С., Медведев Н.В., Шульц О.Е. Использование интернет-ресурсов для проблематизации обучения иностранным языкам // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 4. С. 911-922. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-911-922, https://elibrary.ru/mahtcx
4. Замковая А.В. Дидактико-методические и психологические особенности использования видеоматериалов в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 89-102. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-89-102, https://elibrary.ru/oeddql
5. Major R.C., Fitzmaurice S.F., Bunta F., Balasubramanian C. Testing the effects of regional, ethnic, and international dialects of English on listening comprehension // Language Learning. 2005. Vol. 55. Issue 1. P. 37-69. https://doi.org/10.1111/j.0023-8333.2005.00289.x
6. Flowerdew J. Research of relevance to second language lecture comprehension – an overview // Academic Listening: Research perspectives / ed. by J. Flowerdew. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. P. 7-30. https://doi.org/10.1017/CBO9781139524612.004
7. Аристова Е.А. Проблема восприятия диалектов и акцентов английского языка студентами языковых специальностей // Вестник Пермского государственного технического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2011. № 5. C. 114-117. https://elibrary.ru/ojcecd
8. Major R.C., Fitzmaurice S.F., Bunta F., Balasubramanian C. The effects of nonnative accents on listening comprehension: implications for ESL assessment // TESOL Quarterly. 2002. Vol. 36. № 2. P. 173-190. https://doi.org/10.2307/3588329
9. Adank P., Janse E. Comprehension of a novel accent by young and older listeners // Psychology and Aging. 2010. Vol. 25. Issue 3. P. 736-740. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/a0020054
10. Harding L. Accent and Listening Assessment. A validation study of the use of speakers with L2 accents on an academic English listening test. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2011. 294 p.
11. Clarke C.M., Garrett M.F. Rapid adaptation to foreign-accented English // The Journal of the Acoustical Society of America. 2004. Vol. 116. Issue 6. P. 3647-3658. https://doi.org/10.1121/1.1815131
12. Smith L.E., Bisazza J.A. The comprehensibility of three varieties of English for college students in seven countries // Language Learning. 1982. Vol. 32. № 2. P. 259-269. https://doi.org/10.1111/J.1467-1770.1982.TB00971.X
13. Ortmeyer C., Boyle J.P. The effect of accent differences on comprehension // RELC Journal. 1985. Vol. 16. Issue 2. P. 48-53. https://doi.org/10.1177/003368828501600208
14. Tauroza S., Luk J. Accent and second language listening comprehension // RELC Journal. 1997. Vol. 28. Issue 1. P. 54-71. https://doi.org/10.1177/003368829702800104
15. Кондакова Н.Н., Зимина Е.И. Формирование лингвокультурной компетенции как неотъемлемая составляющая процесса профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023 Т. 28. № 6. С. 1477-1487. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1477-1487, https://elibrary.ru/dxzimi
16. Nunan D. Approaches to teaching listening in the language classroom // Technology in Education: Communicating Beyond Traditional Networks: Proceedings of the 1997 Korea TESOL Conference. Kyoung-ju, 1997. P. 1-10.
17. Куликов В.Г. Национально-территориальная вариативность английского языка (английский язык в США). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. 170 с. https://elibrary.ru/ujsqdd
18. Eisenstein M., Berkowitz D. The effect of phonological variation on adult learner comprehension // Studies in Second Language Acquisition. 1981. Vol. 4. Issue 1. P. 75-80. https://doi.org/10.1017/S0272263100004307
19. Ekong P. On the use of an indigenous model for teaching English in Nigeria // World Englishes. 1982. Vol. 1. Issue 3. P. 87-92. https://doi.org/10.1111/j.1467-971X.1982.tb00474.x
20. Bilbow G.T. Towards an understanding of overseas students’ difficulties in lectures: a phenomenographic approach // Journal of Further and Higher Education. 1989. Vol. 13/3. P. 85-99. https://doi.org/10.1080/0309877890130308
21. Ockey G.J., French R. From one to multiple accents on a test of L2 listening comprehension // Applied Linguistics. 2016. Vol. 37. № 5. P. 693-715. https://doi.org/10.1093/applin/amu060
22. Olsen W.O. Average speech levels and spectra in various speaking/listening conditions // American Journal of Audiology. 1998. Vol. 7. P. 21-25. https://doi.org/10.1044/1059-0889(1998/012)
Рецензия
Для цитирования:
Ивченко М.И. Ознакомление с фонетической вариативностью английского языка в контексте обучения студентов восприятию аутентичной устной речи. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(2):418-427. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-418-427
For citation:
Ivchenko M.I. Familiarization with the phonetic diversity of the English language in the context of teaching students’ perception of authentic spoken language. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(2):418-427. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-418-427