Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-309-323
Аннотация
Актуальность. Широкое распространение технологий искусственного интеллекта не могло не отразиться на системе языкового образования. За несколько лет с момента появления технологии искусственного интеллекта из теоретической концепции превратились в динамичную силу, изменяющую представления о классическом языковом образовании. Переход к цифровой дидактике определяет новые виды взаимоотношений между участниками образовательного процесса: педагогом, обучающимся, образовательной средой и новыми технологиями. Соответственно изменяется роль педагога и содержание дидактических и методических принципов обучения иностранному языку с помощью технологий искусственного интеллекта. Интеграция технологий искусственного интеллекта в процесс обучения иностранному языку, с одной стороны, свидетельствует об интенсификации учебного процесса и автоматизации ряда педагогических задач, а с другой стороны, о несовершенстве новых технологий и потенциальных рисках и вызовах при их использовании на практике. Основная цель исследования заключена в определении и описании принципов обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта, выступающих в качестве полноценного индивидуального помощника для каждого обучающегося.
Методы исследования. Для проведения исследования в области лингводидактики использовался комплексный подход, включающий в себя теоретические и эмпирические методы. На первом этапе исследования были использованы теоретические методы, включающие изучение научной литературы по теме исследования, анализ, обобщение и классификацию полученной информации. На втором этапе исследования были применены эмпирические методы, включающие наблюдение и описание.
Определение понятий. Рассмотрены два ключевых понятия «технологии искусственного интеллекта» и «нейросети», проведена классификация нейросетей по типу архитектуры и сфере применения.
Результаты исследования. Использование гибридных форм обучения позволяет уже сейчас использовать технологии искусственного интеллекта в качестве эффективного инструмента обучения иностранному языку. Технологии искусственного интеллекта занимают лидирующую роль в цифровой дидактике, позволяя персонализировать учебный процесс и усиливать значимость учебной автономии обучающихся. Цифровая дидактика, опираясь на традиционные дидактические и методические принципы, предполагает реализацию следующих принципов обучения: принцип целесообразности, принцип контекстуального обучения, принцип интерактивности, принцип доступности, принцип персонализации обучения, принцип мультимодальности, принцип геймификации, принцип включенного оценивания.
Выводы. Представлена система принципов обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта с учетом особенностей организации учебного процесса применительно к цифровой дидактике. Стоит отметить, что данная система принципов является открытой и может дополняться новыми принципами обучения, а также содержание указанных принципов может изменяться по мере развития технологий искусственного интеллекта. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, посвященных интеграции технологий искусственного интеллекта в языковое образование, а также в методике обучения иностранным языкам на основе современных технологий.
Об авторе
М. Н. ЕвстигнеевРоссия
Евстигнеев Максим Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и лингводидактики
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Сысоев П.В., Поляков О.Г., Евстигнеев М.Н. и др. Обучение иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта / под науч. ред. П.В. Сысоева. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2023. 132 с. https://elibrary.ru/xldywn
2. Arini D.N., Hidayat F., Winarti A., Rosalina E. Artificial intelligence (AI)-based mobile learning in ELT for EFL learners: The implementation and learners’ attitudes. // International Journal of Educational Studies in Social Sciences. 2022. Vol. 2. № 2. P. 88-95. https://doi.org/10.53402/ijesss.v2i2.40
3. Moybeka A., Syariatin N. et al. Artificial Intelligence and English classroom: the implications of AI toward EFL students’ motivation // Edumaspul: Jurnal Pendidikan. 2023. Vol. 7. № 2. P. 2444-2454. https://doi.org/10.33487/edumaspul.v7i2.6669
4. Crompton H., Edmett A., Ichaporia N., Burke D. AI and English language teaching: Affordances and challenges // British Journal of Educational Technology. 2024. P. 1-27. https://doi.org/10.1111/bjet.13460
5. Hockly N. Artificial Intelligence in English language teaching: the good, the bad and the ugly // RELC Journal. 2023. Vol. 54. Issue 2. P. 445-451. https://doi.org/10.1177/00336882231168504
6. Sumakul D.T.Y.G., Hamied F.A., Sukyadi D. Artificial Intelligence in EFL classrooms: friend or foe? // LEARN Journal: Language Education and Acquisition Research Network. 2022. Vol. 15. № 1. P. 232-256.
7. Soomro K.A., Kale U., Curtis R. et al. Digital divide among higher education faculty // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2020. Vol. 17. Article 21. P. 1-16. https://doi.org/10.1186/s41239-020-00191-5
8. Авраменко А.П., Ахмедова А.С., Буланова Е.Р. Технология чат-ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 386-394. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-386-394, https://elibrary.ru/abfjqp
9. Клочихин В.В. Корпусные технологии искусственного интеллекта в обучении сочетаемости слов и исследовательской работе // Иностранные языки в школе. 2024. № 3 (47). С. 39-46. https://elibrary.ru/jfylhf
10. Сорокин Д.О. Использование голосовых помощников для развития устных иноязычных речевых умений обучающихся // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 73-77. https://elibrary.ru/rfmsmk
11. Сысоев П.В. Авторская этика и ИИ-плагиат: пути решения проблемы нарушения обучающимися правил авторской этики при взаимодействии с инструментами искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 84-89. https://elibrary.ru/joklxd
12. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика развития иноязычных речевых умений студентов на основе практики с чат-ботом // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 201-218. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.13, https://elibrary.ru/fjyhew
13. Евстигнеев М.Н., Сысоев П.В., Евстигнеева И.А. Компетенция педагога иностранного языка в условиях интеграции технологий искусственного интеллекта в обучении // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 88-96. https://elibrary.ru/oqzdse
14. Евстигнеев М.Н., Сысоев П.В., Евстигнеева И.А. Компетенция педагога иностранных языков в области искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 90-96. https://elibrary.ru/auprsp
15. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9-33. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33, https://elibrary.ru/tzytkm
16. Евстигнеев М.Н. Нейросеть Twee – новый инструментарий для педагога английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1428-1442. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1428-1442, https://elibrary.ru/hwajhp
17. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования дистанционных технологий на современном этапе // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 80-90. https://elibrary.ru/dkgzev
18. Сюй Б. Влияние искусственного интеллекта на обучение иностранному языку // Вестник Педагогического университета. 2022. № 6-2 (101). С. 13-20. https://elibrary.ru/inoeia
19. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Цифровая дидактика: особенности организации обучения в образовательной организации // Человеческий капитал. 2021. Т. 2. № 12 (156). С. 15-22. https://doi.org/10.25629/HC.2021.12.36, https://elibrary.ru/xojhqk
20. Евстигнеев М.Н. Ключевые вопросы обучения иностранному языку на основе искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 18-24. https://elibrary.ru/dqwmro
21. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. М.: Изд-во «Перо», 2019. 97 с.
22. Хуторской А.В. Современная дидактика. М.: Высш. шк., 2007. 639 с. https://elibrary.ru/qvmouv
23. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. 2020. № 3 (47). С. 3-16. https://elibrary.ru/sqwadw
24. Сысоев П.В. Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 6-17. https://elibrary.ru/horgdd
25. Хмаренко Н.И. Генезис, сущность и компонентный состав педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 193. С. 38-46. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-193-38-46, https://elibrary.ru/lalgnf
Рецензия
Для цитирования:
Евстигнеев М.Н. Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(2):309-323. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-309-323
For citation:
Evstigneev M.N. Principles of foreign language teaching based on artificial intelligence technologies. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(2):309-323. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-309-323