Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Издание «Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки» (Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities) является рецензируемым научно-теоретическим и прикладным журналом, в котором публикуются результаты междисциплинарных фундаментальных и прикладных исследований в области педагогики и истории.

Целевая аудитория журнала – научное сообщество исследователей в области педагогики и истории (ученые, преподаватели высшей школы, соискатели ученых степеней кандидата наук и доктора наук).

Миссия журнала – публикация результатов научных исследований, которые вносят оригинальный вклад в развитие следующих направлений в рамках отраслей научного знания: педагогики (общая педагогика, история педагогики и образования, педагогика высшей школы, теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования), оздоровительная и адаптивная физическая культура) и истории (отечественная история и всеобщая история).

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим научным специальностям и соответствующим им отраслям науки:

  • 5.6.1. Отечественная история (исторические науки)
  • 5.6.2. Всеобщая история (исторические науки)
  • 5.6.5. Историография, источниковедение, методы исторического исследования (исторические науки)
  • 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
  • 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (иностранные языки) (педагогические науки)
  • 5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура (педагогические науки)

Журнал публикует статьи, имеющие научную и практическую ценность для академической общественности: оригинальные научные статьи, научные обзоры, научные рецензии, персоналии. Предпочтение отдается научным статьям, содержащим новые результаты теоретических и прикладных исследований в рамках представленных рубрик журнала.

Текущий выпуск

Том 30, № 1 (2025)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

11-22 108
Аннотация

Актуальность. В условиях новой образовательной реальности, опосредованной инструментами искусственного интеллекта (ИИ), ключевая педагогическая категория – «педагогическое взаимодействие» – оказывается все менее востребованной в качестве предмета научного исследования, что затрудняет осмысление практики и препятствует развитию научной мысли, особенно в областях, связанных с языком, смысловым взаимодействием и речевым общением. Цель исследования – осмысление специфики современного образовательного процесса и его ключевой характеристики – педагогического взаимодействия, опосредованного инструментами ИИ.

Материалы и методы. Применялся анализ научно-педагогического дискурса, продуктов педагогической деятельности, работ обучающихся; проводились наблюдение за образовательным процессом, опрос участников пилотного исследования, экспертная оценка данных.

Результаты исследования. Определен функционал субъектов образовательного процесса в пространстве ИИ, выявлены проблемные зоны педагогического взаимодействия как фактора смыслообразования, дана оценка потенциала субъектности сторон смыслового взаимодействия, опосредованного ИИ. Полученные результаты прошли проверку в образовательной практике – в рамках пилотного обучения, направленного на апробацию сценария смыслового педагогического взаимодействия в формате «полилога» смыслов. Установлено два стабильных показателя: количество участников, отдающих предпочтение формату изучения ИЯ, опосредованному инструментами ИИ, и полагающих, что ИИ может полностью заменить преподавателя ИЯ в вузе (20 %), и количество участников, исключающих для себя такую возможность (36 %). Группа первоначально не определившихся с ответом (44 %) в ходе опытного обучения сократилась на 24 % (до 20 %) за счет увеличения количества тех, кто не считает формат взаимодействия с ИИ для себя предпочтительным.

Выводы. Педагогические «риски» для субъектов смыслового взаимодействия в пространстве ИИ связаны преимущественно с ненадежностью данных, предвзятостью содержания в продуктах, генерируемых ИИ; девальвацией педагогических смыслов. При этом исследование показало, что лингводидактика обладает уникальными возможностями для организации полисубъектного смыслового взаимодействия в контуре ИИ, актуализации «полилога» смыслов, интеграции и мультипликации социально значимых и личностных смыслов на междисциплинарной основе, что представляет значительный исследовательский интерес.

23-34 52
Аннотация

Актуальность. Проведен анализ концепта «мультилингвальный университет» (МЛУ) как образовательной организации нового формата, нацеленной на подготовку конкурентоспособных специалистов для глобального рынка труда в условиях мультилингвизма. Мультилингвальные университеты разрабатывают и внедряют различные модели образовательных программ, отличающиеся различными комбинациями языков преподавания. Цель исследования – рассмотреть понятие мультилингвального университета, его существующих моделей и ключевых характеристик, основанных на положениях институциональной языковой политики.

Материалы и методы. Методы исследования включали анализ теоретической литературы по теме исследования, анализ информации на сайтах мультилингвальных университетов и обобщение практического опыта авторов.

Результаты исследования. Описаны три типа университетских политик как основы возникновения мультилингвальных университетов, выделены их ключевые характеристики. Предложена классификация моделей мультилингвальных университетов с описанием примеров на основе анализа теоретической литературы и информации на сайтах мультилингвальных университетов. Рассмотрены три основных типа образовательных программ: монолингвальная, билингвальная и мультилингвальная – на примере ведущих российских вузов. Необходимость обучения мультинационального контингента студентов в мультилингвальном университете приводит к применению различных языковых практик в процессе обучения, которые представлены в контексте реализации унилингвального или плюрилингвального педагогического дизайна учебных дисциплин.

Выводы. Представленные материалы позволили сделать вывод о том, что мультилингвальный университет является образовательной организацией, процесс обучения в которой направлен на создание стимулирующих условий для получения образования студентами – представителями разных национальностей.

35-49 93
Аннотация

Актуальность. Переход к постиндустриальному обществу, цифровизация экономики и социальной жизни привели к масштабным изменениям рынка труда. Это спровоцировало кризис в высшей школе, потерю интереса к вузовскому образованию, не отвечающему требованиям работодателей. Одним из способов решения проблемы является интеграция наукоемких технологий в учебный процесс. Цель статьи – описать опыт реализации педагогической технологии «наставничество сверстников» в процессе обучения английскому языку для специальных целей гуманитариев с применением ИИ-технологий и проанализировать полученные результаты.

Материалы и методы. В качестве научных методов применялись теоретические и эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, формализованный анкетный опрос с вопросами открытого и закрытого типов, сопоставительный анализ, экспертное оценивание, методы статистического анализа (среднее арифметическое, мода).

Результаты исследования. Доказано, что наставничество сверстников при обучении ESP с применением ИИ-технологий положительно влияет на формирование коммуникативной и цифровой компетенций. По окончанию эксперимента выявлено статистически значимое повышение уровня сформированности коммуникативной (Δ х̅ = +0,94 балла, Δ Мо= +1 балл) и цифровой (Δ х̅ = +1 балл, Δ Мо= +1 балл) компетенций. Участники эксперимента освоили алгоритмы применения различных технологий ИИ в изучении английского языка и использования его на практике, повысились результаты обучения и интерес к предмету, снизилась тревожность.

Выводы. Технология наставничества сверстников позволяет, в определенной степени, компенсировать неготовность ряда преподавателей иностранных языков использовать ИИ в учебном процессе. Признано, что назрела необходимость не только переподготовки преподавателей вузов в сфере ИИ-технологий для образования, но и разработки концепций университета будущего, интегрированного с ИИ и формирующего у студентов набор профессиональных и универсальных компетенций, востребованных быстроменяющимся рынком труда.

50-66 67
Аннотация

Актуальность. Методический потенциал оценочной корректирующей обратной связи от средств генеративного искусственного интеллекта (ИИ) начинает использоваться педагогами при обучении учащихся и студентов письменному иноязычному высказыванию. Вместе с тем использование внеаудиторной практики студентов неязыкового вуза с инструментами ИИ с целью получения корректирующей обратной связи в предметно-языковом интегрированном обучении профессиональному иностранному языку отдельно не изучалось. Цель исследования – разработка этапов методики использования корректирующей обратной связи от генеративного ИИ в обучении профессиональному иностранному языку, проведение экспериментального обучения и эмпирическая проверка эффективности данной методики.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты направления подготовки «Ветеринария» ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I. Студенты контрольной группы (N = 43) участвовали в предметноязыковом интегрированном обучении без использования средств генеративного ИИ. Студенты экспериментальной группы (N = 43) раз в неделю участвовали во внеаудиторной работе с нейросетью DeepSeek с целью получения оценочной корректирующей обратной связи при выполнении интегрированных заданий. В ходе эксперимента контролировались три аспекта: а) лексическая сторона речи; б) грамматическая сторона речи; в) профессиональное содержание высказывания. Для статистического анализа данных использовался t-критерий Стьюдента.

Результаты исследования. Исследование доказало эффективность методики использования оценочной корректирующей обратной связи от генеративного ИИ в предметноязыковом интегрированном обучении по всем контролируемым аспектам: а) лексической стороне речи (t = 5,24 при p ≤ 0,05); б) грамматической стороне речи (t = 4,74 при p ≤ 0,05); в) профессиональному содержанию высказывания (t = 6,04 при p ≤ 0,05).

Выводы. В ходе исследования была разработана поэтапная методика использования оценочной корректирующей обратной связи от генеративного ИИ в предметно-языковом интегрированном обучении. Перспективность настоящего исследования заключается в использовании подхода по интеграции практики студентов с профессионально ориентированными инструментами ИИ в предметно-языковое обучение студентов неязыкового вуза.

67-83 80
Аннотация

Актуальность. В условиях междисциплинарности и глобализации науки ключевым навыком для современных исследователей является умение эффективно коммуницировать с различной аудиторией. В этой связи особое значение имеет жанр Elevator Pitch – краткая презентация, позволяющая ученым привлекать внимание к исследуемым проблемам, устанавливать профессиональные контакты и получать финансовую поддержку для своих проектов. Обучение указанному жанру студентов технических вузов на занятиях по иностранному языку способствует развитию навыков научной коммуникации и подготовке к профессиональной деятельности в международной среде. Цель исследования – оценить влияние обучения жанру Elevator Pitch на развитие навыков научной коммуникации у студентов технических вузов на занятиях по иностранному языку.

Методы исследования. Использованы методы опытно-экспериментального обучения и статистический анализ данных с использованием t-критерия Стьюдента. Эксперимент проводился в рамках курса английского языка для научно-исследовательских целей в Московском физико-техническом институте. В исследовании приняли участие студенты 3-го курса бакалавриата (N = 132) по всем направлениям подготовки. В экспериментальной группе внедрялась система заданий на подготовку Elevator Pitch, в то время как контрольная группа обучалась по стандартной программе. На контрольном этапе сравнивалась результативность экспериментальной и контрольной групп в условиях симуляции профессиональноориентированных ситуаций (ролевые игры Job Interview; Sell Your Research), для которых характерно использование жанра самопрезентации. Эффективность самопрезентации оценивалась исходя из следующих критериев: а) структура изложения; б) адаптация речи под конкретную аудиторию; в) стилистическое оформление речи; г) тайминг. При оценивании применялась комбинация преподавательской оценки и peer assessment.

Результаты исследования. По сравнению со студентами контрольной группы (КГ) студенты экспериментальной группы (ЭГ) показали статистически значимый прирост умений (p ≤ 0,05) по таким критериям, как структура изложения, адаптация речи под аудиторию, стилистическое оформление речи и тайминг. Peer assessment в ролевых играх выявила предпочтение аудитории в пользу студентов, обучавшихся Elevator Pitch в экспериментальной группе (61 % предпочтений в пользу ЭГ для игры Job Interview; 64 % предпочтений в пользу ЭГ для игры Sell Your Research).

Выводы. Студенты экспериментальной группы значительно улучшили свои навыки научной коммуникации, самопрезентации и презентации исследований в условиях, имитирующих реальные ситуации. Обучение Elevator Pitch является эффективным инструментом для развития навыков научной коммуникации у студентов технических вузов. Внедрение заданий на подготовку Elevator Pitch в программы обучения иностранному языку способствует успешной профессиональной коммуникации, установлению контактов и привлечению внимания к научным исследованиям.

84-93 57
Аннотация

Актуальность. Искусственный интеллект стал незаменимый инструментом в различных сферах, предлагая новые инновационные решения: создание тестов, предоставление справочной информации, редактирование видеоматериалов, генерация изображений. Существует множество приложений, функционирующих на основе технологий ИИ, однако, одним из самых прогрессивных является чат-бот ChatGPT, который находит свое применение в образовательной среде, выступая в роли эффективного помощника не только для обучающихся, но и для преподавателей благодаря генерируемой обратной связи. Цель исследования – определение функциональных возможностей чат-бота в процессе преподавания иностранного языка.

Материалы и методы. Реализованы теоретический и эмпирический методы: обзор, анализ и синтез научной литературы по теме исследования, а также экспериментально-практическое взаимодействие с приложением ChatGPT.

Результаты исследования. Были выявлены следующие функции чат-бота ChatGPT в рамках иноязычной преподавательской деятельности: организация и планирование учебного процесса; генерация учебных материалов в соответствии с конкретными образовательными целями и потребностями; предоставление вариативной теоретической информации; оптимизация проверки и оценивания письменных заданий.

Выводы. Благодаря выявленному полезному функционалу, который охватывает разнообразные аспекты преподавательской деятельности, чат-бот ChatGPT может стать вспомогательным ресурсом педагога, значительно повышая эффективность и оперативность, а также качество образовательного процесса.

 

94-106 65
Аннотация

Актуальность. Инструменты искусственного интеллекта (ИИ) обладают значительным лингводидактическим потенциалом, позволяющим их интегрировать в процесс обучения иностранному языку с целью формирования аспектов иностранного языка и развития видов иноязычной речевой деятельности. Однако, несмотря на наличие поэтапных методик обучения иностранному языку на основе ИИ, большая их часть ориентирована на формирование лексико-грамматических навыков речи и развитие умений письменной монологической речи учащихся и студентов. Разработка методики обучения студентов языкового вуза иноязычному речевому общению посредством практики с инструментом ИИ не выступала предметом отдельного исследования. Цель исследования – разработка методики обучения студентов языкового вуза иноязычному общению посредством практики с инструментом ИИ и проверка ее эффективности в ходе экспериментального обучения.

Материалы и методы. Участниками обучения выступили студенты 2 курсов направления подготовки «Лингвистика» («Теория и методика преподавания иностранных языков и культур») (ЛГПУ) и специальности «Перевод и переводоведение» (ЛГТУ). В контрольной группе (КГ) (N = 24) обучение проходило по традиционной методике обучения без практики студентов с инструментом ИИ. В экспериментальной группе (ЭГ) (N = 24) наряду с аудиторными занятиями студенты принимали участие в учебном общении на иностранном языке с виртуальными собеседниками на платформе Character.AI. Аспектами контроля выступили 16 умений (восприятия, продукции и взаимодействия) речевого общения. Для статистической обработки данных использовался t-критерий Стьюдента.

Результаты исследования. Проведенное экспериментальное исследование в целом доказало эффективность авторской методики обучения студентов языкового вуза иноязычному общению посредством технологий искусственного интеллекта: выражать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу (t = 1,44 при р = 0,08), аргументировать согласие или несогласие по обсуждаемому вопросу (t = 1,44 при р = 0,08) и следовать очередности в общении. Полученные данные показывают, что практика студентов с виртуальным собеседником не оказала особого влияния на развитие первых двух умений. Относительно высокие показатели констатирующего среза по данным аспектам контроля (умение 2.3: КГ: 𝑥̅ = 4,25; ЭГ: 𝑥̅ = 4,29; умение 2.4: КГ: 𝑥̅ = 4,00; ЭГ: 𝑥̅ = 4,04) свидетельствуют о том, что данные умения были развиты у большинства студентов на 1 курсе вуза или в старших классах общеобразовательной школы.

Выводы. Новизна проведенного исследования заключена в разработке авторской методики обучения студентов языкового вуза иноязычному речевому общению посредством практики с инструментом ИИ (Character.AI). Предлагаемая методика может быть использована в средней общеобразовательной школе и языковых и неязыковых вузах.

107-117 57
Аннотация

Актуальность. Формирование мягких навыков путем использования метода case-study в процессе обучения дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере» способствует развитию креативности и гибкости мышления, коммуникабельности, эмпатии, а также умения работать в команде, необходимых в их будущей деятельности, и может быть достигнуто различными методами. Цель исследования: выявление алгоритма использования профессионально-ориентированных кейсов на английском языке для формирования мягких навыков ведения успешной деловой коммуникации студентов экономических специальностей. Задачами данного исследования выступают: уточнение сущностной характеристики кейс-метода, определение спектра проблемных ситуаций для формирования мягких навыков в ходе решения поставленной в кейсе проблемы; определение дидактического потенциала профессионально-ориентированных и их экспериментальная проверка. Подчеркнуто, что знакомство с культурными кодами изучаемого языка и поиск недостающей информации для решения кейса способствуют решению поставленной проблемы и стимулируют развитие мягких навыков студентов.

Материалы и методы. Экспериментальная проверка проводилась в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, базировавшаяся на актуальности темы, обзоре научной литературы (дефиниций и результатов исследований, опубликованных в данной сфере знания), подборе библиографии и анализе результатов ее изучения. Формирующий эксперимент проводился на основе использования методики case-study в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Участники эксперимента: студенты экономических образовательных направлений. Критериями отбора проблемных кейсов послужили ситуации, связанные с международным деловым сотрудничеством. Для определения отношения студентов к методу case-study было использовано анкетирование. Респондентами выступили 50 студентов магистратуры.

Результаты исследования. Нами апробировались кейсы, связанные с коммуникативными ситуациями, в ходе которых затрагивается социокультурный аспект. Такой выбор подразумевает работу студентов по изучению культурных особенностей участников коммуникации для использования полученных знаний в ходе решения проблемы и применения межкультурной коммуникативной компетенции на практике, тем самым оттачивая гибкость своей коммуникации (soft skills). Опытная проверка показала, что студенты стали более гибкими и адаптивными в процессе коммуникации, были развиты умения формулировки и реализации целей коммуникации (по таким аспектам, как информационная, профессиональная, нормативная), навыки выбора и использования устоявшихся конструктов в рамках соответствующей ситуации, анализа и обобщения результатов ведения диалога. Анкетирование студентов показало, что данный метод а) стимулирует мышление и является интересным (82 %); б) знакомит с разными способами достижения коммуникативной цели (70 %); в) требует слишком много времени для подготовки (16 %); г) является трудоемким и энергозатратным (68 %); д) полезным для продолжения освоения дисциплины (91 %). 2 % затруднились с оценкой данного метода.

Выводы. На основе результатов формирующего эксперимента сделан вывод о значимом дидактическом ресурсе метода case-study как способе формирования мягких навыков, который реализовывался в процессе продвижения от репродуктивных (расширение и отработка тематической лексики и грамматики) заданий к рецептивным (аудирование, просмотр видео) и далее к продуктивным (говорение, создание презентаций, письмо) видам деятельности на иностранном языке. Работа с методом case-study по формированию мягких навыков показала, что этот метод стимулирует их коммуникативные навыки и служит развитию гибкости и адаптивности (soft skills) в ведении профессиональной коммуникации на иностранном языке.

118-131 52
Аннотация

Актуальность. Рассмотрены факторы, воздействующие на организацию иноязычной подготовки студентов в техническом вузе, способных к созданию инновационных продуктов в соответствии с целями, поставленными перед системой высшего образования. Цель исследования – проанализировать теоретическое осмысление понятия «инновация» в его методологических аспектах в рамках языкового образования в техническом вузе, выявить перспективы инновационного решения в области совершенствования некоторых аспектов содержания иноязычного образования.

Материалы и методы. Использовался комплекс теоретических методов: а) изучение и анализ лингводидактических публикаций и философских работ по теме «Инноватика»; б) изучение опыта использования инновационных приемов и форм работы в зарубежных технических университетах; в) наблюдение за педагогической деятельностью отдельных преподавателей иностранного языка и преподавателей профильных дисциплин за использованием ими инновационных приемов и форм работы в учебном процессе; г) апробация отдельных инновационных приемов в собственной практике работы по преподаванию иностранного языка в техническом университете.

Результаты исследования. Выдвинуто предположение о необходимости отображения использования комплекса различных видов знаний: теоретических, онтологических, эмпирических знаний конкретных научных дисциплин и метазнаний, возникших как результат взаимодействия и конвергенции разных наук. Дано предположение о необходимости использовать комплекс знаний (онтологических, теоретических, эмпирических, модельнопроективных, тестологических, обыденных), которые манифестируются в профессионально-значимых текстах и дискурсах при профессионально-ориентированной иноязычной подготовке в техническом вузе. Возникает необходимость использования в иноязычной подготовке различных текстов по объему, своему характеру и жанрам, в том числе художественных текстов с целью трансляции культурологических смыслов. Описаны организационные аспекты в иноязычной подготовке студентов вуза, а также субъектные детерминанты преподавателя и студента, характерные для инновационного образовательного процесса.

Выводы. На основании синтеза полученного гетерогенного знания можно эффективно построить информационную модель. Она будет адекватной и продуктивной в учебной деятельности по обучению иностранному языку в решении коммуникативно-когнитивных задач.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

132-147 45
Аннотация

Актуальность. Проанализированы основные проблемы, с которыми столкнулись иностранные студенты из Китая при полном переходе от традиционной системы вузовского образования к онлайн-обучению. Внимание акцентировано на изучении дисциплины «Русский язык как иностранный». Непрерывное и эффективное изучение русского языка – стратегически важная задача, поскольку на русском ведется образовательный процесс в вузе. Цель исследования – изучить первичную реакцию обучающихся на резкую смену образовательного формата.

Материалы и методы. Использовались методы анализа образовательного потенциала интерактивных образовательных площадок, статистической обработки данных, а также описательный метод и метод педагогического исследования.

Результаты исследования. Систематизированы и классифицированы основные трудности, испытываемые студентами при дистанционном обучении. Проанализированы потребности и рекомендации, высказанные иностранными учащимися КНР при изучении русского языка в дистанционном формате.

Выводы. Сделан вывод о том, что модель дистанционного обучения, активно использовавшаяся на уроках РКИ до пандемии, требует дополнения: студенты готовы получать учебные и информационные материалы сразу по нескольким каналам связи. Выделены ключевые цели, реализация которых направлена на повышение качества обучения и формирование позитивного восприятия учебного процесса: повышение доли индивидуальной работы, использование эффективной и открытой системы оценивания, создание позитивного эмоционального настроя, расширение границ изучаемой дисциплины.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

148-166 65
Аннотация

Актуальность. Рассмотрена актуальная проблема формирования навыков индивидуальной информационной безопасности у студентов вузов в условиях растущих угроз киберпреступности и дезинформации. Обоснована необходимость интеграции навыков индивидуальной информационной безопасности в образовательный процесс как ключевого компонента медиаграмотности.

Материалы и методы. Использованы системный и культурологический подходы. Проведен анализ результатов первого цикла апробации технологии формирования навыков индивидуальной информационной безопасности у студентов направления «Международные отношения», а также представлены промежуточные итоги второго цикла апробации на направлениях «Реклама и связи с общественностью» и «Менеджмент организации». Применялись педагогический эксперимент, включенное наблюдение, интроспекция и анализ.

Результаты исследования. Анализ результатов семестрового тестирования показал положительную динамику развития навыков ИИБ в экспериментальных группах по сравнению с контрольными. В частности, в одной из экспериментальных групп (ЭГ1) средний балл вырос с 4,72 до 7,9, а в другой (ЭГ2) – с 3,75 до 4,5. Отмечено снижение стандартного отклонения в экспериментальных группах, что свидетельствует о выравнивании уровня компетенции.

Выводы. Результаты исследования подтверждают валидность предложенной технологии формирования навыков индивидуальной информационной безопасности у студентов вузов. Интеграция разработанных методических материалов в образовательный процесс способствует улучшению критической оценки информации, повышению общей медиаграмотности и развитию аналитических компетенций. Приведены перспективы масштабирования технологии на другие уровни образования.

167-183 38
Аннотация

Актуальность. В настоящее время отмечается разрыв между современными трансформациями медиапространства и традиционными методами обучения при подготовке студентовжурналистов в вузе. Это приводит к снижению уровня мотивации обучающихся. Цель исследования – оценка уровня сформированности мотивации обучающихся в рамках эксперимента и описание эффективной стратегии повышения мотивации студентов-журналистов в учебном процессе в вузе.

Материалы и методы. Материалом исследования является уровень мотивации студентовжурналистов вуза. Для исследования уровня мотивации была использована методика оценки и коррекции мотивированности А.Д. Тытарь.

Результаты исследования. Изучались три блока мотивационного компонента: прагматический, эмоциональный и творческий. В 2023/2024 учебном году был проведен педагогический эксперимент. Были выбраны 2 группы студентов, обучающихся в Сургутском государственном педагогическом университете по направлению 42.03.02 «Журналистика» (бакалавриат) на 2 и 3 курсах: контрольная группа (2 курс, КГ, 18 человек) и экспериментальная группа (3 курс, ЭГ, 14 человек). В процессе работы были использованы активные методы обучения в экспериментальной группе. Сделан акцент на творческой, проектной и эвристической деятельности, в рамках которой педагог выступает как фасилитатор, переводя отношения педагога и студентов в субъект-субъектные. Использование активных методов способствовало повышению мотивации обучающихся в экспериментальной группе, содействовало их успешной социализации, формированию профессиональной идентичности. Так, на контрольном этапе эксперимента в ЭГ свыше 70 % обучающихся оценили значимость курса в 6 баллов и выше, в КГ – не более 4. В ЭГ на 30 % увеличились показатели, связанные с оценкой имеющихся у них ресурсов для реализации учебного графика. 80 % студентов ЭГ дали оценку выше 7 баллов по шкалам «Самостоятельность» и «Обратная связь». В КГ большинство показателей осталось на прежнем уровне. Системным свое обучение считают 60 % студентов в контрольной группе и 90 % – в экспериментальной.

Выводы. Новизна исследования заключается в организации работы по повышению учебной мотивации студентов-журналистов целенаправленно и в системе. Для студентов ЭГ было организовано единое образовательное пространство. На первом этапе (в рамках тренинга «Основы целеполагания») было выявлено противоречие между внутренними и внешними мотивами студентов. Результаты эксперимента фиксируют ряд проблем отечественного медиаобразования в части формирования мотивации студентов-журналистов, намечаются пути их решения. Сделан вывод о необходимости отхода от традиционных форм и методов обучения, отмечается актуальность формирования единого образовательного пространства на основе проектной деятельности учебной группы. Теоретические выводы и результаты проведенного эксперимента могут лечь в основу авторской педагогической концепции в рамках современного медиаобразования.

184-198 56
Аннотация

Актуальность. Сегодня волонтерство – это не просто тренд, а норма жизни активной современной молодежи. Источником социальных изменений становится само общество. В нашей стране закладывается основательный фундамент волонтерства на всех уровнях образования, распространяя свое влияние на другие сферы жизни общества. Ассоциация Добро.pф развивает концепцию «Волонтерство через всю жизнь», над которой работает большая команда – и государство в лице различных ведомств, и крупнейшие НКО, и сами граждане России. С внедрением законодательных актов и стратегических документов, направленных на развитие в образовательных организациях высшего образования воспитательной деятельности и программы «Обучение служением», высокую актуальность приобретает поиск эффективных инструментов и практик, ориентированных на развитие надпрофессиональных компетенций студентов, а также адаптивных образовательных программ. Цель исследования – определить ключевые тенденции развития надпрофессиональных компетенций студентов в процессе интеграции практик добровольчества в учебную и внеучебную деятельность.

Методы исследования. С использованием метода экспертного интервью добровольчество исследовано как инструмент практико-ориентированного образования, имеющего высокую воспитательную ценность и направленного на развитие профессиональных и надпрофессиональных компетенций.

Результаты исследования. Представлены результаты экспертного интервью с представителями профессионального сообщества в сфере образования в Российской Федерации, которые отражают позитивное отношение респондентов к волонтерству как к перспективному инструменту развития надпрофессиональных и профессиональных компетенций студентов, выступающему эффективным элементом молодежной и воспитательной политики образовательных организаций высшего образования.

Выводы. Подтверждена значимость университетов в формировании и продвижении культуры и ценностей добровольчества, а также обоснованы возможности включения в образовательный процесс волонтерства как эффективного конвергентного инструмента в развитии надпрофессиональных и профессиональных компетенций студентов.

ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

199-214 60
Аннотация

Актуальность. Ориентация современного дошкольного образования на формирование субъектных качеств личности дошкольников, определяющих становление их субъектной позиции и свидетельствующих о достижении целевых ориентиров на этапе завершения освоения программы дошкольного образования, предполагает активный поиск эффективных путей реализации этой сложной задачи. Цель исследования – определить субъектные качества личности старших дошкольников и обосновать эффективность их формирования в совместной со взрослыми социально-значимой деятельности.

Методы исследования. Использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: аналитический обзор научных источников, посвященных изучению феномена субъектности и его проявлениям у детей в старшем дошкольном возрасте, анализ и обобщение результатов, проектирование, педагогический эксперимент.

Результаты исследования. На основе теоретического анализа были определены качества субъектности старших дошкольников (эмпатия, инициативность, самостоятельность, ответственность), которые обеспечивают развитие «начал социально-значимой активности» и формируются посредством включения дошкольников в социально-значимую, общественнополезную деятельность, реализуемую детьми совместно со взрослыми (педагогами, родителями, членами семьи воспитанников). С целью формирования субъектных качеств личности старших дошкольников в социально-значимой деятельности был разработан и реализован проект «Добрые дела», включающий перечень мероприятий (социальные акции, коллективные дела, волонтерские проекты). В эксперименте приняли участие 63 ребенка 6–7 лет, их родители (члены семьи), воспитатели дошкольной образовательной организации. Срок реализации проекта «Добрые дела» – один учебный год. Проведенный на заключительном этапе реализации проекта сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики с применением t-критерия Стьюдента выявил статистически значимые позитивные изменения в показателях субъектных качеств личности старших дошкольников (эмпатия tэмп1 = 10,8; инициативность tэмп2 = 6,6; самостоятельность tэмп3 = 7,1; ответственность tэмп4 = 4,2) на уровне значимости 0,05.

Выводы. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что социально-значимая деятельность, ориентированная на благо других и реализуемая старшими дошкольниками совместно со взрослыми (педагогами, родителями, членами семьи) способствует становлению детско-взрослой общности и формированию у детей субъектных качеств личности.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

215-222 55
Аннотация

Актуальность. Несмотря на высокую ценность иппотерапии как средства реабилитации, в настоящее время в доступной научной литературе встречается крайне мало сведений о целенаправленных исследованиях, направленных на изучение влияния биомеханики лошади на пациента и формирование у него навыков ходьбы и равновесия в процессе занятий иппотерапией. Цель исследования – экспериментально обосновать и оценить эффективность применения комплекса упражнений на лошади для улучшения навыков ходьбы и развития равновесия у детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы и медицинской документации, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, функциональное тестирование по методике “Habilect”, методы математико-статистической обработки данных.

Результаты исследования. Курс иппотерапии для детей с ДЦП позволяет получить положительную динамику в показателях паттернов походки и приблизить их к уровню здоровых детей. Причем максимальный положительный эффект зафиксирован в таких показателях, как длина шага, скорость шага и цикл шага. Доказан значимый коррекционный эффект от иппотерапии при ДЦП.

Выводы. Верховая езда не только создает базу для формирования правильного двигательного акта, но и всесторонне развивает ребенка, делая его смелым, ловким, выносливым, решительным и находчивым, что позволяет рекомендовать применение иппотерапии как в программах комплексной реабилитации, так и как самостоятельное средство при ДЦП.

223-233 45
Аннотация

Актуальность. На основании психолого-педагогических характеристик и особенностей развития детей, имеющих нарушения речи тяжелой степени, нами была усовершенствована и апробирована в ходе лонгитюдного исследования методика коррекции мелкой моторики, направленная на развитие речи у данной группы исследуемых. Данная методика реализовывалась с участием детей, обучающихся во 2 и 3 общеобразовательных классах в условиях инклюзивного образования. Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование методики коррекции мелкой моторики у детей 8–9 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 8–9 лет с тяжелыми нарушениями речи (n = 10). С ними проводились 12 занятий лечебной физической культурой 2 раза в неделю по 40 минут. Содержание занятия включало основную, подготовительную и заключительную части. Методика коррекции мелкой моторики реализовывалась во второй половине основной части занятия и была поделена на три блока. Первый блок включал занятия в сенсорной комнате с использованием бизибордов, во втором блоке использовались элементы песочной терапии. Третий блок сочетал первый и второй блоки.

Результаты исследования. В начале педагогического эксперимента проводилась оценка мелкой  моторики  с  помощью  проб  (проба  «Обводим  кисти  рук»;   проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак–ребро–ладонь»; графическая проба А.В. Семенович «Заборчик»; проба А.В. Семенович «Реципрокная координация рук»; проба «Имитация игры на рояле»). Был выявлен низкий (50 %) и средний (50 %) уровни развития. В ходе апробирования методики коррекции мелкой моторики было предложено 12 занятий ЛФК, общей продолжительностью 40 минут. Каждое занятие включало подготовительную, основную и заключительную части. Подготовительная и заключительная части строились по общепринятым принципам проведения занятий. В основной части 5–8 минут уделялось общеразвивающим упражнениям. Далее осуществлялась коррекция мелкой моторики, состоящая из трех блоков: Блок 1 (1–4 занятие) занятия в сенсорной комнате на бизибордах; Блок 2 (5–8 занятие) – песочная терапия; Блок 3 (9–12 занятие) – упражнения первых двух блоков для закрепления и улучшения мелкомоторных навыков. Продолжительность трех блоков от 12 до 15 минут. После проведенного педагогического эксперимента нами были выявлены достоверные различия по всем исследуемым пробам, кроме «Кулак–ребро– ладонь». Общий уровень развития мелкой моторики повысился до среднего (80 %) и высокого уровня (20 %).

Выводы. В результате диагностики функциональных особенностей выявлены нарушения в развитии мелкой моторики у детей 8–9 лет с тяжелыми нарушениями речи. Усовершенствованная методика коррекции мелкой моторики у детей 8–9 лет с тяжелыми нарушениями речи, с включением в основную часть занятий упражнений с бизибордами и элементами песочной терапии позволила достоверно повысить проявления мелкой моторики. Темпы прироста составили 27–48 %.

234-241 57
Аннотация

Актуальность. В настоящее время развитие координационных способностей у детей с умственной отсталостью приобретает особое значение, поскольку недостаточный уровень двигательной координации отрицательно влияет на их физическое развитие и социальную адаптацию. Дети с легкой степенью умственной отсталости часто испытывают трудности при выполнении повседневных движений, что ограничивает их самостоятельность и уверенность в себе. Их недостаточное развитие снижает мотивацию к движению и ограничивает функциональные возможности ребенка. Цель исследования – разработка и апробация технологии комплексного развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.

Материалы и методы. Использовались следующие методы исследования: анализ литературных и документальных источников, педагогический эксперимент, тестирование, а также обработка и анализ экспериментальных данных с применением методов математической статистики. Эти методы позволили глубоко изучить проблему и оценить эффективность предложенной технологии комплексного развития координационных способностей у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Результаты исследования. Был проведен педагогический эксперимент, в рамках которого была разработана и апробирована технология комплексного развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Технология основана на поэтапном, последовательном и параллельном развитии координационных способностей с контролем их формирования на каждом этапе и соответствующими корректирующими воздействиями. Эксперимент длился 10 месяцев. Для оценки эффективности технологии были использованы диагностические тесты, направленные на выявление уровня развития координационных способностей у детей. Сравнительный анализ данных показал положительную динамику в улучшении координационных способностей, что подтверждает эффективность разработанной технологии. Практическое внедрение технологии комплексного развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью началось с пилотажного исследования и анкетирования специалистов. Результаты позволили определить этапы реализации алгоритма, который лег в основу технологии. В ходе восьми этапов были проанализированы изменения координационных показателей в контрольной и экспериментальной группах. Высокие результаты были достигнуты в статическом равновесии, значительные изменения – в динамическом равновесии, пространственной ориентировке и усвоении двигательного ритма. Важной особенностью технологии стало внимание к точности мелкой моторики. Несмотря на умеренные изменения в координации сложных движений, результаты показали значительный прогресс.

Выводы. Исследование подтвердило высокую эффективность разработанного подхода, который можно применять как в адаптивном физическом воспитании, так и в спортивной деятельности для детей с интеллектуальными нарушениями.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

242-253 94
Аннотация

Актуальность. По мнению современных исследователей, процесс организации деятельности окружных судов изучен недостаточно полно. Одной из проблем в организации новых судебных учреждений после 1864 г. была проблема предоставления окружным судам зданий (помещений). В отсутствие подходящего для целей правосудия помещения нередко властями соответствующего города, который имел возможность разместить у себя суд, ставился вопрос о перенесении суда. Выявление механизма возможного перенесения окружных судов в Российской империи в пореформенное время анализируется на примере Острогожского окружного суда (цель настоящего исследования). Указанная цель обусловила постановку следующих задач: выявление общих причин возможного перенесения окружных судов; выявление основных причин проявления инициативы к переносу окружных судов со стороны городских властей; анализ основных проблем, связанных с организацией окружных судов.

Материалы и методы. Основными источниками исследования послужили следующие материалы: – архивные дела из фондов Государственного архива Воронежской области; нормативно-правовые акты, сборники правил и законов; материалы периодической печати; статистические и справочные издания. Методологической основой исследования послужили как общие, так и частные методы научного познания: метод структурного анализа, историко-сравнительный метод, историко-системный метод, формально-логический метод, иные методы научного познания.

Результаты исследования. По итогам проведенного исследования (по архивным материалам Острогожского окружного суда) были выявлены причины возможного перенесения окружных судов во второй половине XIX века. Выявлены основные причины проявления инициативы к переносу окружных судов со стороны местных городских властей. Анализ архивных материалов дал возможность установить основные проблемы, связанные с организацией окружных судов в Российской империи во второй половине XIX века, а также показал механизм возможного переноса окружных судов из одного города в другой.

Выводы. Инициатором переноса Острогожского окружного суда выступала Валуйская городская дума. Основной причиной проявленной инициативы со стороны Валуйской городской думы о перенесении Острогожского окружного суда в г. Валуйки был вопрос материальный. Решающим фактором для чиновников судебного ведомства в вопросе перенесения окружного суда были финансовые выгоды. Чиновники были готовы пренебречь принципом доступности суда для населения лишь бы финансовая составляющая в организации новых судов была выгодна казне. Основными причинами к переносу окружных судов в Российской империи можно назвать следующие: 1) наличие (отсутствие) пригодных зданий (помещений) для целей правосудия; 2) географическое расположение города, где предполагалось разместить окружной суд.

254-265 69
Аннотация

Актуальность. Дела об оскорблении Величества предоставляют достаточно широкие возможности для изучения монархических настроений российского социума, что, в частности, может помочь определить эффективность модернизационных процессов в поздней Российской империи. При этом высокой степенью актуальности будут обладать вопросы выявления специфики и формирования методологии изучения указанной выше судебно-следственной документации. Цель исследования – провести анализ современных публикаций, в которых российские ученые определяют дела об оскорблении Величества как главный объект, либо как основу источниковой базы своей работы с целью выявления характерных особенностей данной судебно-следственной документации как исторического источника.

Материалы и методы. Акцентировано внимание на рассмотрении трудов современных отечественных историков, в которых дела об оскорблении Величества являются либо основным объектом исследования, либо одним из главных исторических источников. Главный принцип изучения указанных работ – хронологический: он позволяет определить динамику проведенного учеными источниковедческого анализа в ретроспективном плане.

Результаты исследования. Рассмотрены принципы обработки информации и классификации дел об оскорблении Величества. Этот аспект изучения в целом дает представление об особенностях и возможных способах исследования данной судебно-следственной документации. Выявлены точки зрения современных отечественных исследователей на определение начала девальвации принципа монархизма в массовом сознании российского общества.

Выводы. Дела об оскорблении Величества необходимо признать массовым и достаточно достоверным историческим источником. Сведения из них могут быть обработаны по различным критериям количественного и качественного анализа. Однако полную картину о динамике принципа монархизма в российской ментальности с опорой только на этот вид судебно-следственной документации составить не представляется возможным.

266-275 85
Аннотация

Актуальность. Изучение политической деятельности выдающихся ученых, таких как Ж.И. Алферов в контексте программных установок КПРФ имеет важное значение для понимания взаимосвязи науки и политики в постсоветской России, а также роли научной элиты в формировании оппозиционного дискурса. Цель исследования – проанализировать политическую деятельность Ж.И. Алферова в контексте программных установок и идеологии КПРФ, выявить ключевые мотивы и направления его партийно-политической работы.

Материалы и методы. Исследование основано на анализе научных и публицистических работ Ж.И. Алферова, его мемуаров, интервью в СМИ, а также официальных документов КПРФ. Применялись системный и структурно-функциональный подходы, позволившие рассмотреть политическую деятельность Ж.И. Алферова как сложное многоаспектное явление.

Результаты исследования. Выявлены основные этапы политической карьеры Ж.И. Алферова с 1989 по 2019 г. Определены ключевые направления его деятельности в Государственной Думе: защита интересов научного сообщества, критика либеральных реформ, борьба за увеличение финансирования науки и образования. Проанализированы взгляды Ж.И. Алферова на роль социалистической системы в развитии науки и технологий, его критика реформ РАН и политики правительства в научно-образовательной сфере.

Выводы. Политическая деятельность Ж.И. Алферова в КПРФ была продиктована глубокой убежденностью в преимуществах социалистической системы для развития науки и технологий, неприятием либеральных реформ 1990-х гг. и стремлением к возрождению промышленного и научно-технологического потенциала России. Его участие в КПРФ основывалось на продуманной мировоззренческой, социально-экономической и геополитической платформе, отражая органичное сочетание выдающихся научных достижений с активной общественно-политической позицией.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

276-288 65
Аннотация

Актуальность. Проблема разрешения военных конфликтов мирными средствами привлекала и продолжает привлекать внимание не только профессиональных историков, но и широкой общественности. Впервые тема разрешения военных столкновений между государствами при помощи третейских арбитражных судов была поднята на Первой Гаагской конференции 1898 г. Соединенные Штаты Америки в начале ХХ века были активными сторонниками заключения договоров об арбитраже со своими внешнеполитическими партнерами, однако этому противились ряд других стран, в частности Германская империя.

Материалы и методы. Исследование проведено на основании оригинальных архивных источников. Методологической основой исследования послужили принципы объективности и историзма, рассматривающие современные процессы и явления в развитии и взаимосвязи. Также использовались ретроспективный, синхронный и сравнительный методы исторического исследования.

Результаты исследования. На основании уникальных германских архивных документов проанализирована политика руководства Германской империи в начале ХХ века по поводу заключения арбитражного договора с Соединенными Штатами Америки. Сформулирован вывод о том, что до 1904 г. германская сторона весьма благосклонно отнеслась к предложению Белого дома подписать договор об арбитраже, надеясь таким образом улучшить американо-германские отношения. Однако после того как в США отвергли все попытки сближения Берлином, в Германии категорически отказались подписывать двустороннее соглашение об арбитраже.

Выводы. Отказ Германской империи от подписания арбитражного договора с США ухудшил отношения между двумя странами и вызвал сближение Вашингтона с Антантой. В конечном итоге это привело к вступлению США в Первую мировую войну.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.