Спиралевидная процессуальность в обучении будущих лингвистов грамматике французского языка
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-438-451
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Актуальность. Рассмотрен методический потенциал спиралевидной процессуальности в обучении будущих лингвистов грамматике французского языка. Данная личностно-ориентированная технология используется для развития у обучающихся умений применять полученные знания по иностранному языку для решения профессиональных проблем, способствует интеграции и структурированию полученных знаний, обеспечивает переход учебной деятельности в профессиональную. Проанализировано теоретическое описание метода спирали, обосновано ее значение для обучения студентов грамматике и ее корректное использование в процессе письменной и устной коммуникации. Целью данного исследования выступает изучение теоретических основ построения спиралевидной процессуальности, ее применения в обучении французской грамматике будущих лингвистов, а также доказательство ее продуктивности в формировании и совершенствовании грамматической компетенции на уроках французского языка.
Материалы и методы. Использовались следующие пособия: «Французский язык» М.С. Левина, О.Б. Самсонова, В.В. Хараузова и “À l’heureactuelle” Lucia Bonato. Применялся теоретический анализ научно-методической литературы, передового методического опыта; опытное обучение; наблюдение; анкетирование; описания; элементы количественных подсчетов.
Результаты исследования. Для создания дидактической спирали предложены следующие компоненты: основная идея или цель изучения материала, вторичные (и последующие) идеи, связи между компонентами, иллюстративный материал, цветовой раздражитель, другие, соответствующие тематике курса. Определен алгоритм работы со спиралевидной процессуальностью, включающий в себя четыре этапа: информационно-подготовительный (организация работы с изучаемой темой), технологический (участие студентов в обсуждении, анализе и сравнении изученных грамматических форм), концептуализирующий (составление ментальных карт и выполнение упражнений), оценочный (тестирование и корректировка ошибок). Были определены следующие устные и письменные задания: дискуссия, тестирование, грамматические упражнения. Целесообразность использования спиралевидной процессуальности в обучении грамматике французского языка находит свое подтверждение в проведенном авторами эксперименте, статистические расчеты и анкетирование обучаемых доказали результативность предложенной технологии.
Выводы. Доказана эффективность использования спиралевидной процессуальности в обучении грамматике французского языка будущих лингвистов. Данная методика обеспечивает интеграцию материала и плавный переход от учебной деятельности в профессиональную на каждом этапе дидактической спирали. Распределение материала от простого к более сложному помогает обучающемуся организованно и упорядоченно усваивать его. Составление и использование ментальных карт совершенствует и тренирует долговременную память, оказывает положительное влияние на усвоение и корректное воспроизведение грамматических конструкций. Интеллект-карты предоставляют возможность наглядно расположить материал на «поверхности», что позволяет легче воспринимать и визуализировать его. Обеспечивается формирование профессиональной компетенции по завершении работы со спиралью, а именно – развитие грамматической компетенции, навыков общения и осознанности как на уровне намеренности (мотивация), так и на уровне контроля (участие в дискуссии).
Ключевые слова
Об авторах
И. Е. БрыксинаРоссия
Брыксина Ираида Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и лингводидактики
ResearcherID: JGC-6842-2023
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
А. А. Сидорова
Россия
Сидорова Анастасия Андреевна, научный сотрудник лаборатории языкового поликультурного образования
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Harden R.M., Davis M.H., Crosby J.R. The new Dundee medical curriculum: a whole that is greater than the sum of the parts // Medical Education. 1997. Vol. 31. Issue 4. P. 264-271. https://doi.org/10.1111/j.1365-2923.1997.tb02923.x
2. Lohani V.K., Mallikarjunan K., Wolfe M.L. et al. Work in progress - spiral curriculum approach to reformulate engineering curriculum // Proceedings Frontiers in Education 35th Annual Conference. Indianopolis: Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2005. Art. F1D-1. https://doi.org/10.1109/FIE.2005.1612007
3. Howard J. Curriculum Development. Elon: Elon University: Center for the Advancement of Teaching and Learning, 2007. Summer. P. 1-7. URL: https://www.uwindsor.ca/ctl/sites/uwindsor.ca.ctl/files/curriculum-development.pdf (accessed: 20.01.2024).
4. Бегунц А.В., Соловьева О.С. О применении и дидактической спирали при построении учебных программ // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2021. № 4. C. 15-36. https://doi.org/10.55959/MSU2073-2635-20-2021-4-15-36, https://elibrary.ru/jhzajs
5. Ставцева И.В., Колегова И.А. Спиралевидная процессуальность в организации занятий по методике преподавания иностранных языков студентов лингвистического направления // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 2. С. 331-338. https://doi.org/10.30853/ped210028, https://elibrary.ru/mhvsgg
6. Щепилова А.В. Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку: к вопросу о теоретическом обосновании // Иностранные языки в школе. 2003. №2. С. 4-11. https://elibrary.ru/vijwyf
7. Дмитренко Т.А. Личностно-ориентированные технологии обучения в системе высшего языкового образования в условиях его цифровизации // Наука и школа. 2021. № 6. C. 173-183. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-6-173-183, https://elibrary.ru/diqxbv
8. Брыксина И.Е., Деркач А.К., Глущенко О.А. Использование ментальных карт на иностранном языке в формировании профессиональной лексической компетенции студентов медицинского вуза // Язык и культура. 2023. № 64. С. 103-122. https://doi.org/10.17223/19996195/64/6, https://elibrary.ru/vxnpib
9. Campillo-Ferrer J.M., Miralles-Martínez P. Effectiveness of the flipped classroom model on students’ selfreported motivation and learning during the COVID-19 pandemic // Humanities and Social Sciences Communications. 2021. Vol. 8. Issue 1. Art. 176. https://doi.org/10.1057/s41599-021-00860-4
10. Брыксина И.Е., Сидорова А.А. Технологии реализации стандартов высшего образования путем использования тандем-метода // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы 12 Всерос. науч.-практ. Internet-конф. (с междунар. участием) / отв. ред. Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2021. С. 107-113. https://elibrary.ru/vhhhsd
11. Кузнецова Ю.В. Применение интерактивных методов обучения иностранному языку в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92). С. 94-96. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-192-94-96, https://elibrary.ru/zqproe
12. Брыксина И.Е., Сидорова А.А.Применение интерактивных методов обучения иноязычной лексике в языковом вузе // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы 13 Всерос. науч.-практ. Internet-конф. (с междунар. участием) / отв. ред. Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2022. С. 97-102. https://elibrary.ru/ahljms
13. Сысоев П.В., Хмаренко Н.И. Обучение студентов иноязычной письменной речи на основе педагогической технологии обучения в сотрудничестве // Язык и культура. 2022. № 59. С. 271-285. https://doi.org/10.17223/19996195/59/15, https://elibrary.ru/zbcbib
14. Титова С.В., Баринова К.В. Способы предоставления обратной связи и организации рефлексии в онлайн-обучении иностранным языкам // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 2. С. 200-214. https://elibrary.ru/dscein
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Брыксина И.Е., Сидорова А.А. Спиралевидная процессуальность в обучении будущих лингвистов грамматике французского языка. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(2):438-451. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-438-451
For citation:
Bryksina I.E., Sidorova A.A. Spiral curriculum in teaching French grammar for future linguists. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(2):438-451. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-438-451
ISSN 2782-5825 (Online)