Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Эксперимент по дифференцированному обучения студентов технического вуза английской грамматике посредством учебного взаимодействия с чат-ботом с генеративным ИИ

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1239-1247

Аннотация

Актуальность. Традиционные методы и подходы к обучению уступают место цифровизации образовательного процесса. Исследование направлено на разработку и апробацию методики обучения иностранному языку студентов технического вуза посредством учебного взаимодействия с чат-ботом с генеративным ИИ. Цель исследования – выявление эффективности применения цифровых инструментов в педагогической практике, определяется как актуальное и востребованное.

Методы исследования. Были использованы теоретические, эмпирические и аналитические методы. В эксперименте по дифференцированному обучению студентов технического вуза английской грамматике посредством учебного взаимодействия с чат-ботом с генеративным ИИ приняли участие студенты первого курса ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Результаты исследования. Эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе проводилось входное грамматическое тестирование, которое позволило определить исходный уровень грамматических навыков обучающихся в контрольной и экспериментальной группе. На формирующем этапе в экспериментальной группе осуществлялось обучение грамматике английского языка по предлагаемой методике, тогда как студенты контрольной группы обучались традиционным способом. На контрольном этапе обучающиеся двух групп проходили итоговое грамматическое тестирование, которое позволило сопоставить результаты и проанализировать статистические данные.

Выводы. Полученные статистические данные в ходе эксперимента подтверждают состоятельность авторского дифференцированного обучения грамматике английского языка студентов технического вуза посредством учебного взаимодействия с чат-ботом с генеративным ИИ.

Об авторе

Е. А. Черкасова
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Черкасова Елена Александровна, преподаватель кафедры иностранных языков

115409, г. Москва, Каширское шоссе, 31



Список литературы

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64. https://elibrary.ru/sguktl

2. Canale M., Swain М. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. Vol. 1. № 1. Р. 1-48. https://elibrary.ru/ilaqrh

3. Ek van J.A. Objectives for foreign language learning. Strasbourg: Council of Europe, 1986. 97 p.

4. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004. 233 с. https://elibrary.ru/qwlvcr

5. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9-33. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33, https://elibrary.ru/tzytkm

6. Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6-16. https://elibrary.ru/qfmzhw

7. Сысоев П.В., Филатов Е.М. СhatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 276-301. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-276-301, https://elibrary.ru/sphxkz

8. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика обучения студентов написанию творческих работ на основе оценочной обратной связи от искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 115-135. https://doi.org/10.32744/pse.2024.1.6, https://elibrary.ru/tmstly

9. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Обратная связь в обучении иностранному языку: от информационных технологий к искусственному интеллекту // Язык и культура. 2024. № 65. С. 242-261. https://doi.org/10.17223/19996195/65/11, https://elibrary.ru/plzyov

10. Титова С.В. Обучение иноязычной письменной речи в цифровой среде вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 302-317. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-302-316, https://elibrary.ru/vizjkh

11. Яроцкая Л.В., Алейникова Д.В. Актуализация содержания обучения студентов социальногуманитарного профиля подготовки в контуре искусственного интеллекта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20. № 1. С. 145-162. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-1-145-162, https://elibrary.ru/endlny

12. Аleynikova D.V., Yarotskaya L.V. AI implications for vocational foreign language teaching and learning: new meaning // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 1. С. 46-56. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-46-56, https://elibrary.ru/qjcwkc

13. Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / ред. С.Ю. Князева; пер. с англ. А.В. Паршаковой. М.: Ин-т ЮНЕСКО по информ. технологиям в образовании, 2020. 44 с.

14. Черкасова Е.А. Дидактические и методические функции чат-ботов в обучении студентов нелингвистических направлений подготовке иноязычной грамматике // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1443-1451. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1443-1451, https://elibrary.ru/cvexfj

15. Сорокин Д.О. Отношение учеников школ и студентов вузов к применению чат-ботов с искусственным интеллектом в образовании // Державинский форум. 2023. Т. 7. № 1 (25). С. 21-30. https://elibrary.ru/revite


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Черкасова Е.А. Эксперимент по дифференцированному обучения студентов технического вуза английской грамматике посредством учебного взаимодействия с чат-ботом с генеративным ИИ. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(5):1239-1247. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1239-1247

For citation:


Cherkasova E.A. An experiment on the differentiated teaching of English grammar to students at a technical university through educational interaction with a chatbot based on generative AI. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(5):1239-1247. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1239-1247

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)