Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Исследование мотивации к изучению шведского языка у студентов высшей школы

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1261-1274

Аннотация

Актуальность. Проанализирована проблема мотивации современных студентов к изучению шведского языка в условиях, вызванных резкой переориентацией курса страны. Понимание мотивации, тем более особенностей учебной мотивации, – один из вопросов, который уже десятилетия не утрачивает актуальности в педагогике и методике преподавания иностранного языка. Цель исследования – проанализировать учебную мотивацию студентов, определить корреляцию исходной и текущей мотивации к изучению шведского языка вследствие резкого изменения геополитического курса страны.

Материалы и методы. Исследование проведено на базе ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (ПетрГУ), респондентами выступили студенты Института филологии, кафедры германской филологии и скандинавистики, изучающие шведский язык как основной язык с 1 по 4 курс бакалавриата. Количество респондентов – 34. Для сбора материалов использованы социологический и статистический методы исследования, для обработки и анализа – теоретический и описательный. Материалами исследования выступили научные работы Е.Н. Деулиной и Т.А. Танцуры, М.В. Спириной, Н.В. Лобастовой, Г.Н. Арутюнян, И.Б. Ворожцовой и др., посвященные методике преподавания иностранного языка и проблеме учебной мотивации, а также ответы студентов, полученные в ходе анкетирования.

Результаты исследования. На основе полученных данных совершенствована методика обучения шведскому языку. Установлена зависимость мотивации к изучению иностранных языков от внешних и внутренних стимулов на основе ответов студентов. Полученные в ходе исследования ответы помогают скорректировать и адаптировать учебный процесс в быстро изменившихся условиях, грамотно выстроить работу с коллективом, увеличить учебную мотивацию и сохранить контингент студентов.

Выводы. Исследование имеет практическую значимость и перспективы исследования: резкого снижения мотивации к изучению шведского языка не выявлено, однако, наблюдается закономерное, весьма логичное и хорошо объяснимое изменение мотивации в течение процесса обучения, вызванное как внешними, так и внутренними факторами: «эффектом плато», своеобразным откликом на педагогические усилия преподавателя, изменением видов и форм работы, технологий, методов и приемов обучения. Несмотря на «кривую» мотивации (то вверх, то вниз), у студентов не снижается настойчивость и упорство к изучению иностранного языка. Причинами снижения мотивации являются слишком интенсивная учебная нагрузка, наличие личных проблем. Повышение мотивации к изучению иностранного языка связано, напротив, с разнообразием используемых видов и форм работ и обусловлено, в том числе, вдохновляющей деятельностью преподавателя.

Об авторах

И. В. Романовская
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
Россия

Романовская Ирина Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии и скандинавских исследований

ResearcherID: AAV-9329-2021

185035, г. Петрозаводск, пр-кт Ленина, 33 



М. А. Коновалова
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
Россия

Коновалова Мария Александровна, старший преподаватель кафедры немецкой филологии и скандинавских исследований

185035, г. Петрозаводск, пр-кт Ленина, 33 



Список литературы

1. Деулина Е.Н., Танцура Т.А. Управление мотивацией в обучении иностранному языку // Lingua Mobilis. 2011. № 2 (28). С. 152-159. https://elibrary.ru/tmuskz

2. Гулина Н.В. Роль мотивации в изучении иностранного языка // Мировая наука. 2022. № 2 (59). С. 49- 52. https://elibrary.ru/aobyup

3. Нестерович Л.Г. К вопросу о роли мотивации при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Апробация. 2016. № 11 (50). С. 72-73. https://elibrary.ru/xakdoj

4. Ворожцова И.Б. О мотивации в практике обучения иностранным языкам // Филологический класс. 2016. № 4 (46). С. 36-41. https://doi.org/10.26710/fk16-04-05, https://elibrary.ru/xsdgsb

5. Азизова М.А. Мотивация в обучении // Экономика и социум. 2021. № 5-1 (84). С. 605-608. https://elibrary.ru/wkmbjx

6. Петрушова Н.В. Роль мотивации при обучении иностранному языку студентов вуза // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 10-12 (78). С. 52-55. https://elibrary.ru/valwxk

7. Арутюнян Г.Н. Проблема учебной мотивации младших школьников в современной педагогике // Проблемы современной науки и образования. 2021. № 7 (164). С. 21-24. https://elibrary.ru/xtiiiz

8. Шатилова Л.М., Чапыева Н.М. Роль и проблема мотивации при обучении иностранному языку // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты: материалы 18 Междунар. науч. конф. Орехово-Зуево: Гос. гум.-техн. ун-т, 2018. С. 164-166. https://elibrary.ru/pabxsr

9. Лобастова Н.В. Мотивация – предпосылка успеха в изучении иностранного языка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов 27 Междунар. науч.- практ. конф. Новосибирск: ЦРНС, 2012. С. 165-170. https://elibrary.ru/rnfenr

10. Спирина Е.М., Чернякова Ю.С. Эффективные способы стимулирования познавательного интереса на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 5. С. 11-23. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2019-11034, https://elibrary.ru/iopozr

11. Рустамова Н.Р. Роль мотивации в обучении иностранным языкам // Обучение и воспитание: методики и практика: сб. материалов 16 Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: ЦРНС, 2014. С. 108-111. https://elibrary.ru/rzgqmx

12. Мишина Е.Н., Николюкина О.Ю. Роль мотивации в изучении иностранного языка // Наука и образование. 2022. Т. 5. № 2. С. 309. https://elibrary.ru/dwwemz

13. Гусева Е.С. Учебная мотивация. Мотивация деятельности современного студента // Энергия-2013: материалы 8 Междунар. науч.-тех. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Иваново: Иванов. гос. энерг. ун-т, 2013. С. 37-41. https://elibrary.ru/jywhgn

14. Муратова А.С., Кочегарова Н.А. Учебная мотивация как основной вид мотивации при обучении иностранному языку // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 12 (12). С. 122-124.

15. Борисова Е.В. Современные студенты и цифровая среда обучения // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2020. № 1 (50). С. 178-184. https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2020.1.178, https://elibrary.ru/vsjugg

16. Баклашина О.Н., Максикома Н.В., Луц С.С. Использование цифровых технологий для повышения мотивации при обучении иностранным языкам // Оригинальные исследования. 2021. Т. 11. № 6. С. 38-42. https://elibrary.ru/zzyugk

17. Василенко Е.Д. Проектная деятельность на уроках иностранного языка, как способ повышения мотивации школьников к обучению // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 7 (23). С. 889-892. https://elibrary.ru/xwxnit

18. Сыпченко Н.М. Модульная технология обучения как способ повышения мотивации усвоения иностранного языка // Научные исследования высшей школы: сб. тез. докл. и сообщений на итоговой науч.-практ. конф. Тюмень: Тюмен. ин-т повышения квалификации сотрудников М-ва внутр. дел Российской Федерации, 2011. С. 83-84. https://elibrary.ru/wgtoej

19. Арюхина Е.Г., Крылова Н.П., Картер Д. Повышение мотивации студентов в контексте интерактивного обучения иностранному языку // Вестник научных конференций. 2017. № 2-3 (18). С. 6-9. https://elibrary.ru/yiqyyn

20. Пьянова М.В. Роль преподавателя вуза в процессе обучения иностранным языкам // Уральский научный вестник. 2016. Т. 5. № 2. С. 149-151. https://elibrary.ru/wcoawt

21. Соломатина А.Г. Роль преподавателя в обучении иностранному языку // Межкультурное общение: лингвистические основы и стратегии обучения: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 110-летию ФГБОУ ВО «Воронежский ГАУ». Воронеж: Воронеж. гос. аграр. ун-т им. императора Петра I, 2022. С. 31-34. https://elibrary.ru/xytwvr

22. Мамонтова Н.Ю. Эффективные педагогические приемы для преодоления обучающимися языкового плато // Современные технологии обучения иностранному языку: теоретические и прикладные вопросы лингвообразования: сб. науч. ст. Кемерово: Кузбас. гос. тех. ун-т им. Т.Ф. Горбачева, 2021. С. 76-89. https://doi.org/10.26730/language.2021.76-89, https://elibrary.ru/extkdv

23. Шунина Н.Ю. Эффект плато и его влияние на изучение иностранного языка // Актуальные вопросы гуманитарных наук – 2023: материалы выступлений молодых ученых в рамках Ломоносовских чтений 2023. Архангельск: САФУ, 2023. С. 315-318. https://elibrary.ru/fnyxwo

24. Дзюбенко А.И. Современные методы и приемы преодоления языковых трудностей при переходе на новый уровень владения языком // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4 (37). С. 58-61. https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1004-0012, https://elibrary.ru/tklwcm

25. Рябуха Т.В. Эффект «языкового плато» и способы его преодоления в контексте обучения иностранному языку в вузе // Таврические филологические чтения: материалы 1 Регион. науч. конф. Мелитополь: ФГБОУ ВО «Мелитопольский гос. ун-т», 2023. С. 140-145. https://elibrary.ru/bvvfnw

26. Косинская Е.В. Роль мотивации в изучении иностранного языка // Территория науки. 2015. № 5. С. 33-37. https://elibrary.ru/wwxwrd

27. Спирина М.В. Влияние мотивации на эффективность обучения иностранному языку // Вестник МГСУ. 2007. № 2. С. 111-112. https://elibrary.ru/mvgzfp


Дополнительные файлы

1. Рис. 1. Изменение мотивации в ходе обучения.
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (38KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Для цитирования:


Романовская И.В., Коновалова М.А. Исследование мотивации к изучению шведского языка у студентов высшей школы. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(5):1261-1274. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1261-1274

For citation:


Romanovskaia I.V., Konovalova M.A. A study of motivation to learn Swedish in higher education students. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(5):1261-1274. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1261-1274

Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)