Социально-педагогические риски воспитания молодежи в условиях распространения ценностей и манифестов массовой культуры
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1394-1404
Аннотация
Актуальность. Новая образовательная парадигма направлена не только на совершенствование образовательных практик, но и на продвижение практик социокультурных, влияющих на смысложизненные ориентации обучающихся. Взаимосвязь социального института образования с ведущими современными трендами и аттитюдами очевидна, что в свою очередь инициировало представленное исследование. Целью проведенного исследования является изучение рисков влияния ценностей и манифестов массовой культуры на формирование модусов поведения современной молодежи и определение направлений социально педагогической деятельности, направленной на противодействие девиантогенного воздействия агентов массовой культуры.
Материалы и методы. В ходе проведенного исследования были использованы диалектический, историко-ретроспективный и аксиологический методы исследования, а также метод реконструкции социальной реальности.
Результаты исследования. Было выявлено, что совокупность новообразований смысложизненных ориентаций играет важную роль в формировании поведения личности и определяет ее развитие, что подтвердило значимость изучения личностных смыслов и ориентаций для понимания человеческого поведения и развития личности в целом.
Выводы. Сложная современная социальная ситуация создает неопределенность в вопросах формирования личности и определении вектора развития подрастающего поколения в условиях образовательной организации. Чтобы преодолеть данное обстоятельство, необходимо составить комплексное педагогическое представление о полисистемной организации чело века (подростка), где основным ориентиром будет его движение к самому себе, к самоосуществлению и самоактуализации.
Об авторах
О. А. МосинаРоссия
Мосина Оксана Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики
ResearcherID: ААЗ-1676-2021
350910, г. Краснодар, ул. Сормовская, 173
В. В. Кулишов
Россия
Кулишов Владимир Валентинович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики
ResearcherID: JZT-7131-2024
350910, г. Краснодар, ул. Сормовская, 173
Список литературы
1. Science and sozial structure / A festschrift for Robert K. Merton. Gieryn. Th.F.ed. – N.Y. academy of Science, 1980. – 173 р.
2. Isopahkala-Bouret U. University Non-Admittance and Anomie: Reconsidering the Promise of an Egalitarian Society. British Journal of Sociology of Education. 2020; 41(3):361–376. https://doi.org/10.1080/01425692.2020.1726172
3. Liu Y. Choices, Risks and Rational Conformity: Extending Boudon’s Positional Theory to Understand Higher Education Choices in Contemporary China. High Education. 2019; 77:525–540. https://doi.org/10.1007/s10734-018-0285-7
4. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. - М., ООО Издательство ACT, – 2003. – 444 с.
5. Бронзино Л.Ю. Современный социальный дискурс: постмодернизм в контексте неклассических социологических теорий. М.: Изд-во РУДН, 2005. 250 с.
6. Хагуров Т. А. Массовая культура в обществе потребления / Т. А. Хагуров // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2007. – № 1(11). – С. 81-86.
7. Schechtman M. Experience, agency, and personal identity // Social Philosophy and Policy. 2005. Vol. 22, 2. P. 1-24.
8. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из «Авторитарной личности») // Социологические исследования. – 1993. - № 3. - С. 75-85.
9. Емелин В.А. Деформация хронотопа в условиях социокультурного ускорения / В.А. Емелин, А.Ш. Тхостов // Вопросы философии. – 2015. - № 2. - С. 15-23.
10. Кулишов В. В. Массовая культура как фактор социализации и источник рисков воспитания и развития обучающихся: возможные контуры типологии социально-антропологических эффектов влияния / В. В. Кулишов // Kant. – 2019. – № 3(32). – С. 66-72. – EDN XNFRHS.
11. Dennett D. From Bacteria to Back and Back. The Evolution of Minds. New York: Notron and Company, 2017. 476 р.
12. Калинин А. С. Потребление как образ жизни / А. С. Калинин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2006. – № 12. – С. 147.
13. Бойко С.В., Магомедова А.М. Общество потребления в россии и тенденции развития российского социума // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8577 (дата обращения: 17.07.2023).
14. Овруцкий, А. В. Импульсивное потребление в психологии и экономике: дифференциация подходов и их интеграция в рамках экономической психологии / А. В. Овруцкий // Психолог. – 2018. – № 6. – С. 62-79. – DOI 10.25136/2409-8701.2018.6.27780. – EDN NFVVDG.
15. Мамкаев Ю. В. Проблема систематизации элементарных процессов макроэволюции (на примере морфологических адаптаций к паразитизму / Ю. В. Мамкаев // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Естественные науки. – 2007. – Т. 149, № 3. – С. 69-73.
16. Стожко Д. К. Как рождается ценность: конструирование социальной реальности / Д. К. Стожко // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2018. – Т. 18, № 3(43). – С. 303-315. – DOI 10.15507/2078-9823.043.018.201803.303-315. – EDN YBLSRV.
17. Sewertzoff A.N. Morphologische Gesetzmäassigkeiten der Evolution. - Iena: G. Fischer Verl., 1931. – 371 р.
18. Медова А.А. О значении понятия modus в логической, лингвистической и музыкальной культуре / А. А. Медова // Философия и культура. – 2015. – № 2(86). – С. 220-229. – DOI 10.7256/1999-2793.2015.2.10664. – EDN TMPXXR.
19. Campello F. Between Affects and Norms on the Emotive Limits of Constitutional Patriotism // Comparative Sociology. 2020. Vol. 19, no. 6. P. 805–815. doi: http://doi.org/10.1163/15691330-12341526
20. Sumino T. My Country, Right or Wrong: Education, Accumulated Democratic Experience, and Political Socialization of Blind Patriotism // Political Psychology. 2021. Vol. 42, issue 6. P. 923–940. doi: http://doi.org/10.1111/pops.12723
21. Erez L., Laborde C. Cosmopolitan Patriotism as a Civic Ideal // American Journal of Political Science. 2020. Vol. 64, issue 1. P. 191–203. doi: http://doi.org/10.1111/ajps.12483
22. Granic I., Morita H., Scholten H. Beyond Screen Time: Identity Development in the Digital Age // Psychological Inquiry. 2020. № 31 Issue 3. P. 195-223. 10.1080/10 47840X.2020.1820214.
23. Мосина О. А. Цифровизация и логоцентризм образования: проблемы и перспективы / О. А. Мосина // Цифровизация в системе образования: теоретические и прикладные аспекты : материалы III ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 25 марта 2022 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство "Мир науки"», 2022. – С. 6. – EDN HBTQWQ.
24. Фромм Э. Иметь или быть. [пер. с нем. Э. М. Телятниковой]. – Москва : Изд-во АСТ [и др.], 2022. – 320 c.
25. Fromm Е. Die Furcht vor der Freiheit Ungekürzte Ausgabe Oktober 2000 Deutscher Taschenbuch Verlag GmbH & Co. KG, München. www.dtv.deder deutschsprachigen Ausgabe Deutsche Verlags-Anstalt. – Stuttgart, 1980. – 296 с.
26. Anderson V. A Digital Pedagogy Pivot: Re-Thinking Higher Education Practice from an HRD Perspective // Human Resource Development International. 2020. Vol. 23, issue 4. P. 452–467. https://doi.org/10.1080/13678868.2020.1778999
27. Хейзинга Й. Homo ludens; В тени завтрашнего дня. – Москва : Изд-во Прогресс, Прогресс – Академия. 1992. – 458 c.
28. Ортега-и-Гассет, Хосе. Восстание масс [перевод с испанского А. Гелескула]. – Москва : Изд-во АСТ [и др.], 2016. – 253 с.
29. Rezer Т. М. Social Values of Students in Conditions of Digitalization of Education and COVID-19 // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 2. С. 226–243. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.103.025.202102.226-243 (дата обращения 12.01.2023)
30. Выготский Л.С. Moral insanity. 1934 http://az.lib.ru/w/wygotskij_l_s/text_1934_moral_insanity.shtml (дата обращения: 14.07.2023).
31. Jenkins H. The cultural logic of media convergence // International Journal of Cultural Studies. – 2004. – № 7(1). – Рp. 33-43.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Мосина О.А., Кулишов В.В. Социально-педагогические риски воспитания молодежи в условиях распространения ценностей и манифестов массовой культуры. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(5):1394-1404. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1394-1404
For citation:
Mosina O.A., Kulishov V.V. Social and pedagogical risks of the young people’s upbringing in conditions of spreading values and manifestos of mass culture. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(5):1394-1404. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1394-1404