Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Сущность и структура социального опыта дошкольников

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-94-103

Аннотация

Представлено обоснование сущности и структуры социального опыта дошкольников. Приведен краткий обзор имеющихся в научных источниках подходов к выделению компонентов социального опыта детей. Проанализирована структура социального опыта, состоящая только из трех компонентов, которые присутствуют в качестве составляющих у всех ученых: мотивационного, когнитивного, поведенческого. Сделан вывод, что такая структура имеет существенные недостатки: она не является синергетичной и не учитывает эмоциональную составляющую опыта дошкольников. Недостаток трехкомпонентной структуры ликвидируется посредством введения эмоционального компонента, поскольку деятельность ребенка дошкольного возраста преимущественно непроизвольна и детерминирована в основном его эмоциональным состоянием в конкретный момент времени. Обоснована состоятельность предложенной четырехкомпонентной структуры социального опыта дошкольников, проанализированы взаимосвязи между выделенными компонентами и подробно раскрыты значение и содержание каждого из них. На основе разработанной структуры сформулировано определение социального опыта дошкольников.

Об авторах

Л. Н. Макарова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Макарова Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



И. А. Пахомов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Пахомов Илья Александрович, аспирант, кафедра педагогики и образовательных технологий

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

2. Рылеева Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения. М.: Айрис-пресс; Айрис-Дидактика, 2004. 56 с.

3. Онощенко С.В. Игрушка как средство формирования социального опыта дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2009. 22 с.

4. Шуклин В.В. Специфика средств передачи социального опыта (на примере искусства): автореф. дис. … канд. филос. наук. Свердловск, 1984. 20 с.

5. Попова Е.П. Формирование социального опыта детей в условиях комплекса «школа–детский сад»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 1998. 22 с.

6. Недрышкин И.В. Педагогические условия формирования социального опыта детей средствами изобразительной деятельности в дополнительном образовании: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2014. 24 с.

7. Никитина А.В. Театрализованная игра как фактор развития социального опыта дошкольников с нарушением зрения: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2004. 22 с.

8. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 200 с.

9. Протасова И.В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2001. 20 с.

10. Громакова Т.В. Формирование социального опыта младших школьников в монтессори-образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 24 с.

11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат., 1975. 130 с.

13. Мышкина М.С. Особенности мотивационных предпочтений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник СМИУ. 2006. № 4. С. 48-54.

14. Тихомиров O.K. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии // Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977. С. 5-20.

15. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.

16. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью. М.: Академия, 1998. 160 с.

17. Яппарова Г.М. Развитие социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде: на материале Республики Казахстан: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 22 с.

18. Кудаева И.А. Освоение социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саранск, 2004. 24 с.

19. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: ВЛАДОС, 1998. 416 с.

20. Купер Д.О., Херон Т.Э., Хьюард У.Л. Прикладной анализ поведения. М.: Практика, 2016. 826 с.


Рецензия

Для цитирования:


Макарова Л.Н., Пахомов И.А. Сущность и структура социального опыта дошкольников. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(186):94-103. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-94-103

For citation:


Makarova L.N., Pakhomov I.A. Essence and structure of the social experience of preschoolers. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(186):94-103. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-94-103

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)