Сущность и структура социального опыта дошкольников
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-94-103
Аннотация
Представлено обоснование сущности и структуры социального опыта дошкольников. Приведен краткий обзор имеющихся в научных источниках подходов к выделению компонентов социального опыта детей. Проанализирована структура социального опыта, состоящая только из трех компонентов, которые присутствуют в качестве составляющих у всех ученых: мотивационного, когнитивного, поведенческого. Сделан вывод, что такая структура имеет существенные недостатки: она не является синергетичной и не учитывает эмоциональную составляющую опыта дошкольников. Недостаток трехкомпонентной структуры ликвидируется посредством введения эмоционального компонента, поскольку деятельность ребенка дошкольного возраста преимущественно непроизвольна и детерминирована в основном его эмоциональным состоянием в конкретный момент времени. Обоснована состоятельность предложенной четырехкомпонентной структуры социального опыта дошкольников, проанализированы взаимосвязи между выделенными компонентами и подробно раскрыты значение и содержание каждого из них. На основе разработанной структуры сформулировано определение социального опыта дошкольников.
Об авторах
Л. Н. МакароваРоссия
Макарова Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
И. А. Пахомов
Россия
Пахомов Илья Александрович, аспирант, кафедра педагогики и образовательных технологий
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
2. Рылеева Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения. М.: Айрис-пресс; Айрис-Дидактика, 2004. 56 с.
3. Онощенко С.В. Игрушка как средство формирования социального опыта дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2009. 22 с.
4. Шуклин В.В. Специфика средств передачи социального опыта (на примере искусства): автореф. дис. … канд. филос. наук. Свердловск, 1984. 20 с.
5. Попова Е.П. Формирование социального опыта детей в условиях комплекса «школа–детский сад»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 1998. 22 с.
6. Недрышкин И.В. Педагогические условия формирования социального опыта детей средствами изобразительной деятельности в дополнительном образовании: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2014. 24 с.
7. Никитина А.В. Театрализованная игра как фактор развития социального опыта дошкольников с нарушением зрения: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2004. 22 с.
8. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 200 с.
9. Протасова И.В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2001. 20 с.
10. Громакова Т.В. Формирование социального опыта младших школьников в монтессори-образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 24 с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат., 1975. 130 с.
13. Мышкина М.С. Особенности мотивационных предпочтений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник СМИУ. 2006. № 4. С. 48-54.
14. Тихомиров O.K. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии // Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977. С. 5-20.
15. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
16. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью. М.: Академия, 1998. 160 с.
17. Яппарова Г.М. Развитие социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде: на материале Республики Казахстан: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 22 с.
18. Кудаева И.А. Освоение социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саранск, 2004. 24 с.
19. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: ВЛАДОС, 1998. 416 с.
20. Купер Д.О., Херон Т.Э., Хьюард У.Л. Прикладной анализ поведения. М.: Практика, 2016. 826 с.
Рецензия
Для цитирования:
Макарова Л.Н., Пахомов И.А. Сущность и структура социального опыта дошкольников. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(186):94-103. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-94-103
For citation:
Makarova L.N., Pakhomov I.A. Essence and structure of the social experience of preschoolers. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(186):94-103. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-94-103