Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Региональная идентичность школьника в иноязычной коммуникации

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1290-1303

Аннотация

Актуальность. Рассмотрены вопросы теории и методики формирования региональной идентичности у школьников в иноязычной коммуникации. В современной России, в условиях глобальных изменений в обществе, существует необходимость развития традиционных социальных институтов, влияющих на процесс региональной идентификации личности. В современном российском обществе возникает потребность подготовить граждан к продуктивному межкультурному взаимодействию, сформировать стержень ценностей национальной и региональной культуры, представляющих основу идентичности. Проблема региональной идентичности наиболее актуальна для России в связи с ее разнообразным этническим составом населения и административно-территориальным делением.

Материалы и методы. Для проведения исследования в области иноязычной коммуникации школьника использовался комплексный подход. На первом этапе исследования были использованы теоретические методы, предполагающие изучение научной литературы по теме исследования, анализ, обобщение и классификацию полученной информации. На втором этапе исследования были применены эмпирические методы, такие как наблюдение и описание. Рассмотрены два ключевых понятия «идентичность» и «региональная идентичность», выделены компоненты региональной идентичности в процессе обучения школьников иностранным языкам.

Результаты исследования. Выделено и дано определение понятию «региональная идентичность школьника в процессе иноязычной коммуникации». Выявлено три уровня развития региональной идентичности школьников в процессе иноязычной коммуникации: базовый уровень, основной уровень, аналитический уровень. В результате анализа научных трудов по рассматриваемой проблеме были выделены компоненты региональной идентичности в процессе обучения иностранным языкам школьников: когнитивный, аффективный, поведенческий.

Выводы. Формирование региональной идентичности школьника в процессе иноязычной коммуникации обусловливается необходимостью взаимодействия с представителями других культур, социальным заказом, определяющим потребность общества в подготовке коммуникабельной личности, ориентированной на межличностное продуктивное сотрудничество во всех сферах социальной жизни, что предполагает способность личности представить собственный регион иноязычным коммуникантам, а также требованиями федеральных государственных образовательных стандартов школьного образования.

Об авторах

Е. П. Глумова
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
Россия

Глумова Елена Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник научно-исследовательской лаборатории инновационной лингводидактики

Scopus ID: 57206858100

603155, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31А



А. С. Человская
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
Россия

Человская Алена Сергеевна, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории инновационной лингводидактики

603155, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31А



Список литературы

1. Жигалев Б.А., Глумова Е.П., Человская А.С. Образовательные результаты внеурочной деятельности обучающихся по иностранному языку в регионе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2023. № 1. С. 19- 32. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2023.1.2, https://elibrary.ru/ckqiih

2. Малютина Е.А., Оберемко О.Г. Проблема развития культурной самоидентичности при овладении иностранным языком взрослыми // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 460. С. 202-212. https://doi.org/10.17223/15617793/460/24, https://elibrary.ru/vwvdwp

3. Мещерякова Д.И. Государственно-гражданская идентичность в России: историко-культурные и политические основания // Контентус. 2019. № 10 (87). С. 20-30. https://elibrary.ru/ezcugg

4. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О., Балабанова Л.М. Психологический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 640 с.

5. Цирульников А.М. Социокультурные основания развития образования. Метод социокультурной ситуации // Вопросы образования. 2009. № 2. С. 40-65. https://elibrary.ru/kufqun

6. Киричек О.Я. Изучение психологических особенностей региональной идентичности личности // Преподаватель ХХI век. 2011. № 4-1. С. 153-163. https://elibrary.ru/oozrjz

7. Ватаман А.В. Национальные интересы и социальная идентичность // Молодой ученый. 2017. № 2 (136). С. 665-668. https://elibrary.ru/xifogn

8. Бредихин А.И. Проявление региональной идентичности в лояльности к услугам предприятий досугового питания: итоги качественного исследования // Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной России: сб. науч. тр. Ульяновск: Изд-во Ульянов. гос. техн. ун-та, 2015. С. 43-46.

9. Тумакова К.Е., Еремина Е.В., Супиков В.Н. Формирование региональной идентичности в условиях современной России. Пенза: Приволжский дом знаний, 2012. 134 с. https://elibrary.ru/qvhqzj

10. Куликова Н.А. Исследование региональной идентичности у студентов колледжей // Актуальные вопросы современной психологии: взгляд молодых исследователей: сб. науч. ст. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2019. Вып. 2. С. 60-71. https://elibrary.ru/zxylzp

11. Амосова Е.А., Козлова Л.Н. Формирование региональной идентичности гимназистов и проблемы ее исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S2. С. 6-10. https://elibrary.ru/tgomot

12. Tvigger-Ross K.L., Uzzell D.L. Place and identity processes // Journal of Environmental Psychology. 1996. № 16 (3). P. 205-220. https://doi.org/10.1006/jevp.1996.0017

13. Paasi A. Deconstructing regions: notes on the scales of socio-spatial life // Environment and Planning A. 1991. Vol. 23. P. 239-325. https://elibrary.ru/hhhpyj

14. Соскина С.Н., Куракина Н.А. Выражение региональной идентичности говорящего в языке // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 3-2 (34). С. 79-82. https://elibrary.ru/tonfvr

15. Пятина Н.А. Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновация ФГОС // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 33. С. 81-84. https://elibrary.ru/ymztnl

16. Сафонова В.В. Философская бинарная оппозиция «диалог культур – не-диалог культур» в лингводидактическом рассмотрении // Преподаватель XXI век. 2018. № 2-1. С. 20-39. https://elibrary.ru/xtevwx

17. Тарева Е.Г., Тройникова Е.В. Культурная идентичность субъекта: векторы информационный трансформации // Язык и культура. 2023. № 64. С. 45-64. https://doi.org/10.17223/19996195/64/3, https://elibrary.ru/pejbhq

18. Тамбовкина Т.Ю., Насырова А.А. Региональная идентичность – важная составляющая профессиональной подготовки бакалавра лингвистики в вузе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2015. № 2. С. 120-127. https://elibrary.ru/ukxygv

19. Coulmas F. Sprache und Staat: Studien zur Sprachplanung und Sprachpolitik. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1985. 292 p.

20. Erikson E.H. Identity and the life cycle. N. Y.: Norton, 1980. 192 p.

21. Капаева А.Е. Региональный компонент в обучении иностранному языку в вузе // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2010. № 14. С. 51-54. https://elibrary.ru/naxlfh

22. Пахомова О.И., Беденко Н.Н., Сергеева М.Г. Методические подходы решения проблем эффективного функционирования корпоративных структур // Modern Economy Success. 2019. № 3. С. 69-77. https://elibrary.ru/ugnxah

23. Оберемко О.Г., Малютина Е.А. Уровни культурной самоидентичности и способы ее развития при обучении иностранным языкам взрослых // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 1 (838). С. 118-127. https://doi.org/10.52070/2500-3488_2021_1_838_118, https://elibrary.ru/fsvscx


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Глумова Е.П., Человская А.С. Региональная идентичность школьника в иноязычной коммуникации. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(5):1290-1303. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1290-1303

For citation:


Glumova E.P., Chelovskaya A.S. Regional identity of schoolchildren in foreign language communication. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(5):1290-1303. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1290-1303

Просмотров: 59


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)