Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Школьный музей как средство реализации инновационного проекта «Базовые школы Российской академии наук»

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-234-242

Аннотация

Рассмотрен опыт использования музейной педагогики для реализации инновационного проекта «Базовые школы Российской академии наук». Ключевой целью проекта является выявление и привлечение талантливой молодежи в научную сферу. Школьный музей может стать местом знакомства учеников с методами поисково-исследовательской работы, способствовать развитию критического мышления и, как следствие, дальнейшей реализации в профессиональной сфере. На основе анализа опыта работы музея военно-исторической славы выпускников школы и партизан-тамбовцев МАОУ «Лицей № 6» удалось выделить 4 этапа реализации проекта. В первую очередь, с помощью творческих заданий и игровых методов необходимо сформировать у учащихся мотивацию к занятию поисково-исследовательской работой. Следующий этап предполагает создание дополнительных возможностей для научной самореализации. Из наиболее заинтересованных учеников формируется творческое объединение, которое занимается такими видами деятельности, как музееведческая, источниковедческая, художественно-техническая и историческая. Здесь педагогу необходимо активно внедрять проектный метод работы. Можно приглашать ученых и специалистов с лекциями и мастер-классами, чтобы ученики больше узнали об особенностях научной работы. Третий этап подразумевает включение музейных уроков в образовательный процесс, причем для организации подобных уроков следует привлекать членов творческого объединения. В заключение: не стоит забывать и о важности популяризации музея в общественной среде через официальный сайт, средства массовой информации, научные издания, массовые мероприятия и экскурсии для гостей школы.

Об авторе

Г. С. Махрачев
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Махрачев Георгий Сергеевич, сотрудник лаборатории социальной истории

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.: РИК, 2001. 223 с.

2. Музееведение. Музеи исторического профиля / под ред. Г.К. Левыкина, В. Хербста. М.: Высш. шк., 1998. 431 с.

3. Медведева Е.Б. Музейная педагогика в Германии и России: история и современность. М.: АПРИКТ, 2003. 92 с.

4. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея. От истоков до современности. СПб.: Спец. лит., 1999. 222 с.

5. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высш. шк., 2004. 216 с.

6. Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2007.

7. Дерябина Ю.Г. Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2008.

8. Соколова М.В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2000.

9. Асташкин С.В. Музейная педагогика в патриотическом воспитании учащихся школы // Дискуссия. 2017. № 3 (77). С. 68-72.

10. Глозман Е.С. Методика музейной педагогики в школе как уникальная воспитывающая и развивающая среда // Наука и школа. 2009. № 5. С. 22-25.

11. Кондакова Е.П. Основы классификации форм, методов и средств музейной педагогики с позиции учебно-воспитательного процесса // Инновации в образовании. 2014. № 10. С. 47-61.

12. Махрачев С.Ф. История музейного дела в Тамбовской области. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Дер-жавина, 2005. 156 с.

13. Школьные музеи. Аннотированный каталог / сост. Л.М. Фомина. Тамбов: Тамбовский вестник, 2006. 64 с.

14. Будюкина Н.Н., Махрачев С.Ф., Фомина Л.М. Музей образовательного учреждения: вопросы организации, формы, методы, перспективы. Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. 53 с.

15. Махрачев С.Ф., Фомина Л.М. Школьный музей. Методические рекомендации по созданию музея в образовательном учреждении. Тамбов: ТОИПКРО, 2007. 32 с.

16. Столяров Б.А. Музей в пространстве художественного образования: проблемные аспекты взаимодействия // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 8 (94). С. 37-45.

17. Золотарева Н.А. Эх, дорожка фронтовая… // Информационное агентство «Тамбовский РЕПОРТЕР». URL: https://tmbreport.ru/jeh-dorozhka-frontovaja/ (дата обращения: 01.12.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Махрачев Г.С. Школьный музей как средство реализации инновационного проекта «Базовые школы Российской академии наук». Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(186):234-242. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-234-242

For citation:


Makhrachev G.S. School museum as a mean of implementing the innovation project “Basic schools of the Russian Academy of Sciences”. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(186):234-242. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-234-242

Просмотров: 45


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)