Методическое мастерство учителя иностранного языка
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1304-1313
Аннотация
Актуальность. Рассмотрены противоречия между потребностью учителей иностранных языков в становлении и совершенствовании их профессионального мастерства и условиями профессиональной деятельности – преподавании предмета «Иностранный язык» по готовым методическим рекомендациям авторов учебно-методических комплектов. Тенденция к унификации образовательной практики обучения иностранным языкам многократно актуализирует проблему развития методического мастерства учителя.
Материалы и методы. Основным материалом для исследования послужили результаты анализа образовательной практики обучения иностранному языку и их теоретическое осмысление, а также обобщение опыта преподавания английского языка автора в образовательном учреждении среднего общего образования. Методы исследования традиционные, в том числе анализ научно-методической литературы, наблюдения за процессом становления и совершенствования методического мастерства учителя иностранного языка, анкетирование учителей, целенаправленные беседы с коллегами.
Результаты исследования. Доказана взаимосвязь методического мастерства учителя иностранного языка с его методическим творчеством. Выявлены основные факторы снижения методического творчества учителей-практиков, обоснована правомерность перехода от преподавания иностранного языка по готовым методическим рецептам к вариативнорефлексивной методике формирования у обучающихся иноязычных компетенций на основе индивидуального методического кредо учителя как творца образовательного процесса.
Выводы. Методическое мастерство учителя является первоосновой эффективности его профессиональной деятельности по формированию у обучающихся иноязычных компетенций. Становлению и развитию методического мастерства учителя препятствуют объективные и субъективные условия преподавания предмета «Иностранный язык», в том числе унификация процесса обучения иностранным языкам, ориентир на методические рекомендации авторов УМК без учета конкретных педагогических ситуаций. Наиболее приемлемым путем устранения обнаруженных противоречий является планомерный переход к вариативно-рефлексивной методике обучения иностранному языку.
Об авторе
В. О. ДудаРоссия
Дуда Виталия Олеговна, учитель английского языка
361016, Кабардино-Балкарская Республика, Прохладненский р-н, с. Прималкинское, ул. Кныш, 150
Список литературы
1. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблема развития и опыта. Киев: Рад. шк., 1988. 186 с.
2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 159 с. https://elibrary.ru/rxjbgn
3. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М.: Изд-во «Просвещение», 1993. 159 с. https://elibrary.ru/yxuiff
4. Профессиограмма учителя иностранного языка: методические материалы по подготовке учителя иностранного языка / сост. С.Ф. Шатилов, К.И. Соломатин, Е.С. Рабуновский. М., 1977. 27 с.
5. Языкова Н.В., Макеева С.Н. Сущность и структура методической компетенции учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2012. № 7. С. 2-9. https://elibrary.ru/pbumvp
6. Барышников Н.В. Насущные проблемы методики обучения иностранным языкам как искусства // Иностранные языки в школе. 2022. № 3. С. 1-12. https://elibrary.ru/lupvst
7. Барышников Н.В. Обучение иностранным языкам и методическое творчество учителя. М.: ИНФРАМ., 2024. 187 с. https://doi.org/10.12737/1989263, https://elibrary.ru/orrmvl
8. Барышников Н.В. Методическое кредо учителя как основа его профессионализма // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 2: Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. 2023. № 1 (43). С. 57-66. https://elibrary.ru/thvlxe
9. Шамов А.Н. Преподаватель иностранного языка и методическая наука // Нижегородское образование. 2010. № 1. С. 106-111. https://elibrary.ru/mljvyr
10. Сорокина И.В. Методическая компетентность учителя как условие его профессионализма и мастерства // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 114-116. https://elibrary.ru/tkroib
11. Hismanoglu M. Effective professional development strategies of English language teachers // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 2 Issue 2. P. 990-995. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.03.139
12. Барышников Н.В., Манагаров Р.П. Современный учитель иностранного языка и условия его профессиональной деятельности // Наука и искусство обучения иностранным языкам» (Лемпертовские чтения – XXVI): сб. ст. по материалам науч.-метод. симпозиума. Пятигорск: Пятигор. гос. ун-т, 2024. С. 37-45.
13. Farrell T.S.C., Macapinlac M. Professional development through reflective practice: a framework for TESOL teachers // Canadian Journal of Applied Linguistics. 2021. Vol. 24. № 1. P. 1-25. https://doi.org/10.37213/cjal.2021.28999
14. Mermelstein A.D. Reflective teaching as a form of professional development // MEXTESOL Journal. 2018. Vol. 42. № 4. P. 1-14.
15. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. 2011. № 5. С. 16-21. https://elibrary.ru/occeij
Рецензия
Для цитирования:
Дуда В.О. Методическое мастерство учителя иностранного языка. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(5):1304-1313. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1304-1313
For citation:
Duda V.O. Methodological mastery of a foreign language teacher. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(5):1304-1313. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1304-1313