Технология применения мультимодальных лингвистических корпусов для развития умений иноязычной интеракции
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1539-1549
Аннотация
Актуальность. Лингвистические корпусы представляют собой ценный ресурс для обучения иностранным языкам. В последнее время наблюдается рост публикаций, посвященных дидактическому потенциалу лингвистических корпусов для обучения не только лексико-грамматическим навыкам, но и продуктивным умениям, что связано с развитием мультимодальных и обучающих корпусов, упрощением пользовательского корпусного интерфейса, доступностью корпусных технологий. Возникает необходимость разработки и апробации новых технологий и методик для интеграции корпусов в педагогическую практику.
Материалы и методы. Проведен анализ научной литературы, послуживший основой для теоретической базы исследования. Применены методы сравнения, сопоставления, обобщения.
Результаты исследования. Выявлены основные периоды развития корпусного подхода к обучению иностранным языкам. Определены преимущества использования лингвистических корпусов в языковом классе. Предложена технология работы с мультимодальными корпусами для развития умений иноязычной интеракции на примере франкоязычного корпуса FLEURON.
Выводы. Лингвистические корпусы используются в обучении иностранным языкам более 40 лет, однако их применение в педагогической практике остается ограниченным. Дидактические свойства и функции лингвистических корпусов позволяют оптимизировать и улучшить образовательный процесс. Перспективы исследования предполагают разработку технологий интеграции мультимодальных корпусов в обучение иностранным языкам.
Об авторах
C. В. ТитоваРоссия
Светлана Владимировна Титова, завкафедрой теории преподавания иностранных языков
Scopus Author ID: 56600196700 ResearcherID: P-9653-2015119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
С. Д. Игнатова
Россия
Игнатова София Дмитриевна, инженер; научный сотрудник факультета иностранных языков и регионоведения
119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
119333, г. Москва, ул. Вавилова, 44, к. 2
Список литературы
1. Клочихин В.В. Корпусные технологии искусственного интеллекта в обучении сочетаемости слов и исследовательской работе // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 39-46. https://elibrary.ru/jfylhf
2. Павлова О.Ю. Использование языковых корпусов в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2021. № 54. С. 283-298. https://doi.org/10.17223/19996195/54/16, https://elibrary.ru/geiahh
3. Сысоев П.В., Золотов П.Ю. Формирование прагматической компетенции студентов на основе корпусных технологий // Язык и культура. 2020. № 51. С. 229-246. https://doi.org/10.17223/19996195/51/12, https://elibrary.ru/qmhhsr
4. Gilquin G., Granger S. Using data-driven learning in language teaching // The Routledge Handbook of Corpus Linguistics L.: Routledge Publ., 2022. P. 416-429. https://doi.org/10.4324/9780367076399-30
5. Cheng W., Lam Ph. What can a corpus tell us about language teaching? // The Routledge Handbook of Corpus Linguistics L.: Routledge Publ., 2022. P. 299-310. https://doi.org/10.4324/9780367076399-21
6. O’Keeffe A. Data-driven learning. A call for a broader research gaze // Language Teaching. 2022. Vol. 54. № 2. P. 259-272. http://dx.doi.org/10.1017/S0261444820000245
7. The Routledge Handbook of Corpora and English Language Teaching and Learning / by eds. R. Jablokai Reka, E. Csomay. L.: Routledge Publ., 2022. 558 p.
8. McCarthy M., McCarten J. Corpora for teaching social conversation // The Routledge Handbook of Corpora and English Language Teaching and Learning. L.: Routledge Publ., 2023. P. 102-115. https://doi.org/10.4324/9781003002901-9
9. Crawford W.J. Corpora and speaking skills // The Routledge Handbook of Corpora and English Language Teaching and Learning. L.: Routledge Publ., 2023. P. 89-101. https://doi.org/10.4324/9781003002901-8
10. Boulton A. Data-driven learning: the perpetual enigma. Explorations across Languages and Corpora. N. Y.: Peter Lang, 2011. P. 563-580.
11. Boulton A. Data-Driven Learning: In conversation with Alex Boulton // Corpora for Language Learning. L.: Routledge Publ., 2024. P. 43-58.
12. Johns T. Contexts: the background, development and trialling of a concordance-based CALL program // Teaching and Language Corpora. L.: Routledge Publ., 1997. P. 100-115.
13. Johns T. From Printout to Handout: Grammar and Vocabulary Teaching in the Context of Data-Driven Learning // English Language Research Journal. 1991. № 4. P. 27-45.
14. Carter R., McCarthy M. Grammar and the spoken language // Applied Linguistics. 1995. Vol. 16. № 2. P. 141-158. https://doi.org/10.1093/APPLIN%2F16.2.141
15. O’Sullivan I. Enhancing a Process-Oriented Approach to Literacy and Language Learning: The Role of Corpus Consultation Literacy // ReCALL. 2007. Vol. 19. № 3. P. 269-286. https://doi.org/10.1017/S095834400700033X
16. Сысоев П.В. Лингвистический корпус в методике обучения иностранным языкам // Язык и культура. 2010. № 1 (9). С. 99-111. https://elibrary.ru/nbpvgn
17. Hirata Y., Thompson P. Communicative data-driven learning: a two-year pilot study // ELT Journal. 2022. Vol. 76. № 3. P. 356-366. https://doi.org/10.1093/elt/ccab066v
18. Grigaliuniene J. Corpora in the Classroom. Vilnius: Vilnius University, 2013. P. 10-15.
19. Титова С.В. Цифровая методика обучения иностранным языкам. М.: Юрайт, 2024. 248 с. https://elibrary.ru/javztq
Рецензия
Для цитирования:
Титова C.В., Игнатова С.Д. Технология применения мультимодальных лингвистических корпусов для развития умений иноязычной интеракции. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(6):1539-1549. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1539-1549
For citation:
Titova S.V., Ignatova S.D. The technology of application of multimodal linguistic corpora for foreign language interaction skill development. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(6):1539-1549. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1539-1549