«Диковина, которую я хочу открыть для себя…»: русский язык в восприятии граждан Республики Экваториальная Гвинея
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1314-1324
Аннотация
Актуальность. Рассмотрена актуальная проблема восприятия русского языка гражданами Республики Экваториальная Гвинея. Был подвергнут анализу уровень знакомства эквато-гвинейцев с русским языком и культурой, а также их готовности изучать русский как ино странный. Цель исследования – с помощью анкетирования подвергнуть анализу особенности восприятия жителями Экваториальной Гвинее русского языка, а также обозначить пути преодоления возможных трудностей в изучении экватогвинейцами русского языка как ино странного на начальном этапе.
Материалы и методы. Приведены результаты анкетирования, проведенного среди жителей Республики Экваториальная Гвинея и позволившего сформулировать рекомендации по обучению экватогвинейцев русскому языку и формированию у обучающихся позитивного образа России как великой державы. В число респондентов вошли 9 мужчин и 17 женщин в возрасте от 19 до 28 лет.
Результаты. В ходе исследования были выявлены мотивы граждан Республики Экваториаль ная Гвинея изучать русский язык. Анкетирование показало высокий уровень заинтересованности в изучении иностранных языков, в том числе русского, а также положительное отношение к Российской Федерации, однако позволило вместе с тем выявить почти полное отсутствие у респондентов ассоциаций, связанных с русской культурой. 100 % опрошенных считают необходимым изучать русский язык, поскольку это поможет в их профессиональной деятельности. При этом 19 % респондентов не имеют знаний о русской культуре, что доказывает не обходимость ее дальнейшей популяризации. Хотя 69 % респондентов считают русский язык трудным для изучения, они проявляют высокую готовность к его изучению.
Выводы. Теоретическая ценность полученных результатов обусловлена тем, что исследование позволило выявить основные особенности восприятия русского языка жителями Республики Экваториальная Гвинея, которые приступили к его изучению. Практическую значимость представляют как созданная авторами анкета, так и разработанные на основе про веденного анкетирования рекомендации по обучению экватогвинейцев русскому языку.
Ключевые слова
Об авторах
Н. А. СушковаРоссия
Сушкова Наталья Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой английского языка
398020, Российская Федерация, г. Липецк, ул. Ленина, 42
О. С. Шурупова
Россия
Шурупова Ольга Сергеевна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры английского языка
398020, Российская Федерация, г. Липецк, ул. Ленина, 42
Список литературы
1. Gorbunova O.N., Oganesyan T.L., Shurupova O.S., Yakovleva E.A., Karpunina E. Enhancing BRICS scien tific and educational potential as a prerequisite for knowledge-based development and digital leadership // International Journal of Knowledge-Based Development. 2024. Vol. 14. № 3 (5). С. 1-17. https://doi.org/10.1504/ijkbd.2024.10065640, https://elibrary.ru/qssqpg
2. Денисова Т.С. Экваториальная Гвинея: диктаторы и наемники // История в биографиях: Африка – Европа: сб. материалов Всерос. науч. конф. Ярославль: Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова, 2014. С. 9-36. https://elibrary.ru/scilmd
3. Каменева К.А. Камерун и его потенциал для развития туризма // Гостиничное дело. 2023. № 10. С. 621-632. https://doi.org/10.33920/igt-4-2310-05, https://elibrary.ru/ctfqle
4. Костюнина Г.М. Интеграционные процессы в Африке: история и современный этап // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 4. С. 34-50. https://elibrary.ru/vtljqx
5. Константинова О.В. К вопросу об экономической интеграции в Центральной Африке // Экономика, управление и финансы в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 48-52. https://elibrary.ru/uvfxvt
6. Константинова О.В. Интеграционные процессы в Центральной Африке // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2016. № 2. С. 14-29. https://elibrary.ru/vyuijr
7. Шитов В.Н. Экономическая интеграция в Центральной Африке // Энергия: экономика, техника, эко логия. 2018. № 7. С. 57-63. https://doi.org/10.31857/S023336190000352-3, https://elibrary.ru/xztvud
8. Леденева М.В., Плаксунова Т.А. Экономический рост и перспективы экономического развития стран Африки южнее Сахары // Теоретическая и прикладная экономика. 2020. № 2. С. 129-139. https://doi.org/10.25136/2409-8647.2020.2.32732, https://elibrary.ru/egbmmj
9. Токарев Е. Современные практики и возможности использования «мягкой силы» РФ в Африке // Школа молодого африканиста: материалы конф. М., 2019. № 10. С. 191-196. https://elibrary.ru/yxmguz
10. Дубинин В.О. Этапы становления системы образования Республики Экваториальная Гвинея // Сбор ник статей научно-практической конференции профессорско-преподавательского и научного составов института за 2021 г.: в 2 ч. СПб.: Военный ин-т физ. культуры, 2022. Ч. 1. С. 149-155. https://elibrary.ru/idmjsc
11. Ана И.А.Н.М. Отношения России и Экваториальной Гвинеи: прошлое, настоящее и перспективы // Исторический путь России: из прошлого в будущее: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 800-летию со дня рожд. Великого князя Александра Невского: в 3 т. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т промышл. технологий и дизайна, 2021. Т. 2. С. 50-55. https://elibrary.ru/ipijpi
12. Болтаевский А.А., Ярина А.А. Экваториальная Гвинея как фактор геополитики // Журнал исторических исследований. 2020. Т. 5. № 3. С. 3-8. https://elibrary.ru/mmsijm
13. Гусаров В., Калиниченко Л.Н. Экваториальная Гвинея. Вызовы современной экономики // Азия и Африка сегодня. 2020. № 5. С. 47-53. https://doi.org/10.31857/S032150750009549-5, https://elibrary.ru/dxcald
14. Топе А.И. Проблемы социально-экономического развития современной Экваториальной Гвинеи // Прогрессивные технологии развития. 2018. № 12. С. 83-85. https://elibrary.ru/yztcdz
15. Шелюто В.М. Колониальная политика Испании в Экваториальной Гвинее (конец XIX – первая поло вина XX века) // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. 2018. № 6-7 (12-13). С. 175-184. https://elibrary.ru/xykewt
16. Котова И.Ю. Лингвокультурный компонент обучения русскому языку как иностранному в вузе (на при мере студентов из Экваториальной Гвинеи) // Мир культуры: искусство, наука, образование: сб. науч. ст. Челябинск: Юж.-Урал. гос. ин-т искусств им. П.И. Чайковского, 2023. С. 272-274. https://elibrary.ru/papkgs
17. Шурупова О.С., Сушкова Н.А. Преподавание русского языка как иностранного в Республике Экваториальная Гвинея: задачи и предпосылки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1501-1512. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1501-1512, https://elibrary.ru/grxyrm
Рецензия
Для цитирования:
Сушкова Н.А., Шурупова О.С. «Диковина, которую я хочу открыть для себя…»: русский язык в восприятии граждан Республики Экваториальная Гвинея. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(5):1314-1324. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1314-1324
For citation:
Sushkova N.A., Shurupova O.S. “A curiosity that I want to discover for myself…”: the Russian language as perceived by the citizens of the Republic of Equatorial Guinea. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(5):1314-1324. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1314-1324