Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Формирование ценностного отношения к русскому языку как средству воздействия и исцеления (на примере онлайн-курса для иностранных студентов-медиков)

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1622-1634

Аннотация

Актуальность. Описано содержание онлайн-курса по русскому языку как иностранному, разработанного для студентов-медиков на основе аксиологического подхода. Актуальность исследования обусловлена ролью профессиональных ценностей в становлении будущих медиков. Среди ценностных ориентаций врача важное место занимает отношение к слову как средству воздействия на пациента, поскольку в российской культуре до сих пор существует представление об исцеляющей силе слова. Цель исследования – описание онлайн-курса «Искусство общения с пациентом на русском языке» для иностранных студентов-медиков, разработанного на основе аксиологического подхода.
Материалы и методы. Исследование проводилось с применением следующих методов: анализ, обобщение, наблюдение, педагогический эксперимент. Всего приняло участие 92 иностранных студента 2 курса, обучающихся по направлениям «Лечебное дело» и «Стоматология» из стран ближнего и дальнего зарубежья. Педагогический эксперимент проводился на кафедре русского языка № 5 Института русского языка Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы в течение весеннего семестра 2023/2024 учебного года. Основу работы составил аксиологический подход, предполагающий отбор дидактического материала с учетом ценностного критерия – слово как средство исцеления.
Результаты исследования. Доказано, что отобранные дидактические материалы по русскому языку как иностранному для студентов медицинских специальностей на основе аксиологического подхода способствуют формированию ценностного отношения к языку как средству исцеления и воздействия, что обеспечивает качественную профессиональную подготовку обучающихся и способствует развитию коммуникации на русском языке.
Выводы. Описанный онлайн-курс «Искусство общения с пациентом на русском языке» для иностранных студентов-медиков, отобранный посредством ценностного критерия, позволяет реализовывать дидактические задачи и достигать воспитательных целей, а именно: формировать у обучающихся систему ценностных ориентаций, установок, убеждений, направленных на развитие профессиональной коммуникации.

Об авторах

Е. Н. Стрельчук
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
Россия

Стрельчук Елена Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания

117198,  г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



К. С. Безрукова
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
Россия

Безрукова Ксения Сергеевна, научный сотрудник кафедры русского языка и методики его преподавания, научный сотрудник кафедры русского языка № 5

117198,  г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Список литературы

1. Абушенко В.Л. Аксиология // Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. Москва: АСТ; Минск: Харвест; Современный литератор, 2002. С. 21-23. https://elibrary.ru/ypqlyk

2. Дейкина А.Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2019. 212 с. https://elibrary.ru/sikjuv

3. Levina V., Zubanova S., Ivanov A. Axiological linguistics and teaching of Russian as a foreign language in the context of distance learning against the backdrop of the pandemic // XLinguae. 2021. Vol. 14. № 1. P. 212-227. https://doi.org/10.18355/XL.2021.14.01.17, https://elibrary.ru/sfktpo

4. Боженкова Н.А., Семке Т.И. Современная лингвоаксиология vs методика преподавания РКИ: точки сопряжения и практика реализации // Русский язык за рубежом. 2023. № 2 (297). С. 58-66. https://doi.org/10.37632/PI.2023.297.2.011, https://elibrary.ru/fmzlit

5. Надха С.Э. Критерии отбора текстов культурологической направленности при реализации аксиологического подхода на занятиях по русскому языку как иностранному // Наука и школа. 2021. № 2. С. 179-186. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-2-179-186, https://elibrary.ru/zxwuuw

6. Корнаухова Т.А. Нравственно-профессиональные ценности будущего медицинского работника: сущность, содержание, структура // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3-2. С. 44-49. https://elibrary.ru/trkezj

7. Стрельчук Е.Н., Безрукова К.С. Концептуализация врачебной деятельности в русской лингвокультуре: аксиологический аспект // Филологический класс. 2024. Т. 29. № 2. С. 155-167. https://doi.org/10.26170/2071-2405-2024-29-2-155-167, https://elibrary.ru/nsgbwx

8. Исаева Э.Л., Ярычев Н.У. Ценностная составляющая профессии врача // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 3 (106). С. 298-300. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-3106-298-300, https://elibrary.ru/erfvow

9. Попова Т.И., Колесова Д.В. Обучающая модель заданий на взаимопроверку в онлайн-курсе русского языка как иностранного // Русистика. 2023. Т. 21. № 2. C. 181-195. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-2-181-195, https://elibrary.ru/zsvskz

10. Алюнина Ю.М. «Геометрия по-русски»: организация учебного материала в электронном курсе по научному стилю речи // Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания: Вестник. 26 Междунар. науч.-практ. конф. Т. 35. Будапешт, 2021. С. 7-17. https://elibrary.ru/uctjwx

11. Андрюшина Н.П., Владимирова Т.Е., Клобукова Л.П. и др. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Профессиональные модули. Первый уровень. Второй уровень. Москва; Санкт-Петербург: «Златоуст», 2000. 56 с.

12. Иванова Т.А., Попова Т.И., Рогова К.А., Юрков Е.Е. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение. Москва; Санкт-Петербург: «Златоуст», 1999. 40 с.

13. Замковая А.В. Дидактико-методические и психологические особенности использования видеоматериалов в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 89-102. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-89-102, https://elibrary.ru/oeddql

14. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. 368 с. https://elibrary.ru/yqcmma


Рецензия

Для цитирования:


Стрельчук Е.Н., Безрукова К.С. Формирование ценностного отношения к русскому языку как средству воздействия и исцеления (на примере онлайн-курса для иностранных студентов-медиков). Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(6):1622-1634. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1622-1634

For citation:


Strelchuk E.N., Bezrukova K.S. Development of a valuable attitude towards the Russian language as a means of influence and healing (based on the example of online course for foreign medical students). Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(6):1622-1634. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1622-1634

Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)