Зарубежный опыт подготовки специалистов для наукоемких технологий
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-190-7-24
Аннотация
Проанализирован зарубежный опыт подготовки специалистов для науки и наукоемких технологий на примере ведущих университетов Китая: Гонконгского политехнического университета (Китай), Гонконгского университета науки и технологии (Китай). Рассмотрены образовательные программы, особенности управлениия их развитием в контексте инновационной деятельности и продвижения передовых технологий. Новизна исследования заключена в том, что в результате обобщения научно-педагогического опыта впервые будут выявлены и обоснованы концептуальные подходы развития университета наукограда как инновационной научно-образовательной платформы – профессионального самоопределения будущих молодых ученых. В результате выявлены концептуальные подходы успешного развития наукоградов: университет должен иметь собственную базу для исследований, высокий уровень технического развития; обучение ориентировано на международные программы, нормы, требования; исследования студентов сопровождаются контролем со стороны академических и отраслевых экспертов; стажировка и апробации в отраслях промышленности, возможность обучения в зарубежных учебных заведениях; участие в программах обмена, наставничества, студенческих соревнований; поддержка со стороны федеральных, региональных и местных властей, грантовая поддержка; объединение в кластеры крупных и малых технологических компаний. Практическая значимость заключена в том, что на основе выявленных концептуальных подходов будут строиться технологии и методики подготовки молодых исследователей для прорывных технологий.
Ключевые слова
Об авторах
М. С. ЧвановаРоссия
Чванова Марина Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных систем и технологий
109004, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73
И. А. Киселева
Россия
Киселева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
М. С. Анурьева
Россия
Анурьева Мария Сергеевна, старший преподаватель кафедры математического моделирования и информационных технологий
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Жданова П.В., Комов В.Э. Анализ и сравнительная оценка роли наукоградов в инновационном развитии регионов Российской Федерации // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2019. № 1-2. С. 110-113.
2. Николаев О.В. Опыт США в развитии центров науки и инноваций // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2012. № 13 (18). С. 154-159.
3. Климова Н.В., Ларина Н.В. Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности в промышленном секторе // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-7. С. 1442-1446.
4. Гуменникова Т.Ю. Экономическая эффективность деятельности наукоградов России // Вестник научных конференций. 2018. № 5-3 (33). С. 64-69.
5. Рыбаков Ю.Л., Викулов О.В. Основные направления повышения эффективности научно-практической деятельности наукоградов // Инноватика и экспертиза: научные труды. 2017. № 3 (21). С. 87-98.
6. Ахмедуев А.Ш., Меджидов З.У. Наукограды России как база к формированию инновационных кластеров // Экономика. Бизнес. Инновации: сб. ст. 6 Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2019. С. 177-179.
7. Link A.N., Scott J.T. Research, science, and technology parks: vehicles for technology transfer // The Chicago Handbook of University Technology Transfer and Academic Entrepreneurship / by eds. A.N. Link, D.S. Siegel, M. Wright. Chicago: University of Chicago Press, 2015.
8. Greene R. Assessing China's Techno-Parks for Their Silicon Valley Dynamic. 2013. URL: https://ssrn.com/abstract=2243300 (accessed: 05.10.2020).
9. Tan J. Growth of industry clusters and innovation: Lessons from Beijing Zhongguancun Science Park // Journal of Business Venturing. 2006. Vol. 21. № 6. P. 827-850. DOI 10.1016/j.jbusvent.2005.06.006
10. Estrella F.J., Cevik Onar S. et al. Selecting firms in University technoparks: A hesitant linguistic fuzzy TOPSIS model for heterogeneous contexts // Journal of Intelligent. 2017. Vol. 33. № 2. P. 1155-1172. DOI 10.3233/JIFS-16727
11. Rhee J., Hassan E., Saitova R. Evolution of Technoparks: an Instance Towards Regional Boost for Developing Countries: Experience from Korean Technoparks. URL: studylib.net/download/18390633 (accessed: 24.09.2020).
12. Albahari A., Barge‐Gil A., Pérez‐Canto S., Modrego A. The influence of science and technology park characteristics on firms’ innovation results // Papers in Regional Science. 2018. Vol. 97. № 2. P. 253-279.
13. Díez-Vial I., Montoro-Sánchez Á. How knowledge links with universities may foster innovation: The case of a science park // Technovation. 2016. Vol. 50-51. P. 41-52.
14. Николаенко Г.А., Хватова Т.Ю., Душина С.А. Ученые в профессиональных интернет-сетях. К вопросу о методологии исследования // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2016. № 2 (32). С. 84-93.
15. Пурдехнад Д. Открытые инновации и социальные сети // Проблемы управления в социальных системах. 2012. № 7. С. 22-27.
16. Rich L. Tapping the wisdom of the crowd // The New York Times. 2010. August 4. URL: https://www.nytimes.com/2010/08/05/business/smallbusiness/05sbiz.html?pagewanted=1&_r=2&ref=business (accessed: 23.09.2020).
17. Chesbrough H. Open Innovation. The New Imperative for Creating and Profiting from Technology. Boston: Harvard Business School Press, 2003. 272 p.
18. Шибаршина С.В. Научные коммуникации и коллаборации в сети как возможные зоны обмена // Социология науки и технологий. 2019. Т. 10. № 2. С. 75-92. DOI 10.24411/2079-0910-2019-12004
Рецензия
Для цитирования:
Чванова М.С., Киселева И.А., Анурьева М.С. Зарубежный опыт подготовки специалистов для наукоемких технологий. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(190):7-24. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-190-7-24
For citation:
Chvanova M.S., Kiselyova I.A., Anuryeva M.S. Foreign experience in training specialists for high technologies. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(190):7-24. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-190-7-24