О необходимости совершенствования форм занятий адаптивной физической культурой в вузе со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1726-1734
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Актуальность. В настоящее время организация системы высшего образования должна обеспечивать полное погружение обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья в общий образовательный процесс. Данное обстоятельство требует разработки адаптивных программ по физической культуре, направленных не только на устранение отклонений в физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, возникших вследствие основного заболевания, но и обеспечение их адаптации и социализации в студенческое сообщество. В этой связи поиск и внедрение нетрадиционных средств двигательной активности и форм организации учебных занятий адаптивной физической культурой в вузе являются актуальными задачами.
Материалы и методы. На основании обзора и теоретического анализа научных публикаций были разработаны анкеты, а также проведено выборочное анкетирование обучающихся и преподавателей кафедры теории и методики физической культуры Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Результаты исследования. Проведено анкетирование по выявлению мнения студентов с ограниченными возможностями здоровья и педагогов-практиков по данной проблеме. Анкеты содержали десять вопросов, формулировки которых для обучающихся и преподавателей отличались с целью выявления их отношения по каждому пункту опросника. В исследовании приняли участие 11 преподавателей кафедры теории и методики физической культуры Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и 34 студента, имеющие отклонения в состоянии здоровья.
Выводы. Внедрение нетрадиционных средств двигательной активности и нестандартных форм организации учебных занятий адаптивной физической культурой предоставит возможность одновременно заниматься всем студентам независимо от степени ограничения и состояния их здоровья, что позволит не только минимизировать нарушения их физического состояния, возникшие вследствие основного заболевания, но и нивелировать социальные барьеры.
Об авторе
П. ЛиРоссия
Ли Пань, научный сотрудник кафедры оздоровительной и адаптивной физической культуры
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Аллахвердиева. Л.М., Султанова М.К. Роль физической культуры и спорта в социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 1. С. 60-64. https://elibrary.ru/lbkhel
2. Аллахвердиева Л.М., Султанова М.К. Инклюзивное образование как социально значимая инновация // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 6. С. 229-237. https://elibrary.ru/vcidhx
3. Гусева Н.Л. Оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2007. № 3. С. 7-8. https://elibrary.ru/mziqxf
4. Подберезко Н.А. Физкультурно-спортивные мероприятия как форма социальной адаптации студентов с отклонениями в состоянии здоровья // Теория и практика физической культуры. 2023. № 11. С. 78-80. https://elibrary.ru/jfkyvs
5. Минская Е.В. Адаптивная физическая культура для студентов с нарушениями здоровья в рамках инклюзивного образования в вузе // Наука и социум; Внедрение адаптивной физической культуры и спорта в студенческую среду: материалы 18 Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием и 1 Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2021. С. 76-79. https://doi.org/10.38163/978-5-6046739-8-0_2021_76, https://elibrary.ru/kuuvce
6. Аллахвердиева Л.М. Специфика профессиональной ориентации студентов с ОВЗ в процессе их обучения в высшем учебном заведении // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 3-2 (33). С. 12-14. https://elibrary.ru/yhrcch
7. Евсеева О.Э., Аксенов А.В., Грачиков А.А., Терентьев Ф.В., Шелехов А.А. Совершенствование процессов физической подготовки, образования, воспитания и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов, средствами и методами адаптивной двигательной рекреации и адаптивного спорта // Научно-педагогические школы Университета. 2023. № 8. С. 27-32. https://elibrary.ru/ksmgmv
8. Голикова Е.М., Лубышева Л.И. Технология социального развития студентов в системе адаптивного физического воспитания // Актуальные проблемы современной науки в аспекте социально-гуманитарного знания: сб. тр. науч. симпозиума, посвящ. памяти В.К. Бальсевича. М.: Изд-во ГЦО-ЛИФК, 2019. С. 226-230. https://elibrary.ru/szhbpz
9. Кузьминых С.В., Соборнов А.В., Шикова А.Г. Спортивно-массовая работа в образовательном учреждении высшего образования // Наука-2020. 2022. № 5 (59). С. 169-175. https://elibrary.ru/fwvbtu
10. Голикова Е.М. Физкультурно-оздоровительная работа со студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Всемирные студенческие игры: история, современность и тенденции развития: материалы 2 Междунар. науч.-практ. конф. по физической культуре, спорту и туризму. Красноярск: Изд-во Сиб. фед. ун-та, 2023. С. 918-921. https://elibrary.ru/osukkk
11. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в реабилитации и социальной адаптации инвалидов // Физическая культура и спорт в современном обществе: сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Смоленск: СГАФКСТ, 2010. С. 11-17.
12. Евсеева О.Э., Вишнякова Ю.Ю., Томилова М.В. Повышение квалификации специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 1 (143). С. 64-68. https://elibrary.ru/xwrqmj
13. Ли П., Терентьева О.С., Дин С. Восточные оздоровительные технологии (Ицзиньцзин «Yijinjing Qigong») для студентов, занимающихся в спецмедгруппах // Стратегия развития физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: материалы 2 Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2022. С. 170-176. https://elibrary.ru/njkvfc
14. Подберезко Н.А. Анализ готовности студентов специальной медицинской группы к физкультурно-оздоровительной деятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 5. С. 59-61. https://elibrary.ru/zjzhom
15. Бабайцева В.А. Роль адаптивной физической культуры в жизни студентов института физической культуры, спорта и туризма // Вопросы педагогики. 2021. № 11-2. С. 44-46. https://elibrary.ru/jinmwr
Рецензия
Для цитирования:
Ли П. О необходимости совершенствования форм занятий адаптивной физической культурой в вузе со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(6):1726-1734. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1726-1734
For citation:
Li P. On the necessity of adaptive physical education classes forms improvement in university with students with disabilities. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(6):1726-1734. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1726-1734
ISSN 2782-5825 (Online)