Анализ восприятия иностранными обучающимися резкой смены образовательного формата
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-132-147
Аннотация
Актуальность. Проанализированы основные проблемы, с которыми столкнулись иностранные студенты из Китая при полном переходе от традиционной системы вузовского образования к онлайн-обучению. Внимание акцентировано на изучении дисциплины «Русский язык как иностранный». Непрерывное и эффективное изучение русского языка – стратегически важная задача, поскольку на русском ведется образовательный процесс в вузе. Цель исследования – изучить первичную реакцию обучающихся на резкую смену образовательного формата.
Материалы и методы. Использовались методы анализа образовательного потенциала интерактивных образовательных площадок, статистической обработки данных, а также описательный метод и метод педагогического исследования.
Результаты исследования. Систематизированы и классифицированы основные трудности, испытываемые студентами при дистанционном обучении. Проанализированы потребности и рекомендации, высказанные иностранными учащимися КНР при изучении русского языка в дистанционном формате.
Выводы. Сделан вывод о том, что модель дистанционного обучения, активно использовавшаяся на уроках РКИ до пандемии, требует дополнения: студенты готовы получать учебные и информационные материалы сразу по нескольким каналам связи. Выделены ключевые цели, реализация которых направлена на повышение качества обучения и формирование позитивного восприятия учебного процесса: повышение доли индивидуальной работы, использование эффективной и открытой системы оценивания, создание позитивного эмоционального настроя, расширение границ изучаемой дисциплины.
Об авторах
Т. А. ДемидоваРоссия
Демидова Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент отделения русского языка Школы общественных наук
Scopus Author ID: 57207451455
ResearcherID: AAG-1428-2020
634050, г. Томск, пр-кт Ленина, 30
А. В. Новикова
Россия
Новикова Анастасия Викторовна, кандидат филологических наук, доцент отделения русского языка Школы общественных наук
634050, г. Томск, пр-кт Ленина, 30
Е. А. Шерина
Россия
Шерина Евгения Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой – руководитель отделения русского языка на правах кафедры Школы общественных наук
Scopus Author ID: 56764534700
634050, г. Томск, пр-кт Ленина, 30
Список литературы
1. Назарчук Ю.И. Онлайн-обучение как альтернатива классическому обучению // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2019. № 2 (42). С. 83-92. https://doi.org/10.25987/VSTU.2019.42.2.017, https://elibrary.ru/zytaek
2. Хаджиева З.Д., Поздняков Д.И., Гутнова Т.С., Позднякова А.Е., Рыбалко И.Е. Университет: от классической до инновационной школы XXI века // Современный ученый. 2020. № 2. С. 85-90. https://elibrary.ru/mpfdka
3. Неборский Е.В. Развитие открытых образовательных ресурсов в условиях глобализации // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С. 50-59. https://elibrary.ru/ymwmzb
4. Жаков А.С. Применение дистанционных форм обучения в условиях глобализации и перехода к информационному обществу // Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: тр. Междунар. науч.-метод. конф. / под ред. А.Б. Маховикова. Санкт-Петербург, 2014. С. 327-334. https://elibrary.ru/wwnqid
5. Азарова О.А., Швечкова Л.А. Сочетание классического подхода и онлайн технологий в процессе обучения студентов «поколения Z» // Евразийское научное объединение. 2019. № 3-5 (49). С. 291-294. https://elibrary.ru/zdxvrj
6. Лебедева М.Ю. Смешанное обучение РКИ: ограничения, модели реализации и перспективы // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 5 (66). С. 59-65. https://doi.org/10.21510/1817-3292-2016-5-59-65, https://elibrary.ru/xwggfh
7. Краснова Т.И. Сопровождение и поддержка деятельности студентов в смешанном обучении // В мире научных открытий. 2015. № 1-1 (61). С. 556-567. https://doi.org/10.12731/wsd-2015-1.1-9, https://elibrary.ru/tlyxfe
8. Curtis J.В., Charles R.G. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. San Francisco: Pfeiffer, 2006. 624 p.
9. Краснова Т.И. Анализ восприятия онлайн дискуссий в смешанном курсе обучения иностранному языку // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19. № 1. С. 399-409. https://elibrary.ru/vmjwmd
10. Lockhart J., McKee D., Donnelly D. Delivering effective blended learning: managing the dichotomy of humility and hubris in executive education // Decision Sciences Journal of Innovative Education. 2017. Vol. 15. Issue 1. P. 101-117. https://doi.org/10.1111/dsji.12120
11. Соловьев М.А., Качин С.И., Велединская С.Б. и др. Стратегия развития электронного обучения в техническом вузе // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 67-76. https://elibrary.ru/sgfkzf
12. Гончар И.А., Попова Т.И. Структура электронного образовательного ресурса по РКИ: возможности моделирования коммуникации // Филологический класс. 2018. № 4 (54). С. 78-85. https://doi.org/10.26710/fk18-04-11, https://elibrary.ru/yunvud
13. Родионова К.Е., Кащенко Е.С., Лебедева М.Ю. Факторы, определяющие удовлетворенность в синхронном онлайн-обучении: результаты статистического исследования на материале обучения русскому языку как иностранному // Перспективы науки и образования. 2024. № 2 (68). С. 326-338. https://doi.org/10.32744/pse.2024.2.20, https://elibrary.ru/hzvsgu
14. Грунина Е.О., Шиманская К.Ю. Дистанционное образование как способ обучения русскому языку как иностранному // Изучение и преподавание русского языка в разных лингвокультурных средах / под ред. В.М. Шаклеина. Москва: Рос. ун-т дружбы народов, 2019. С. 244-257. https://elibrary.ru/gkqnst
15. Chistova E.V. Distance course of business Russian: E-learning pilot experience // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 10. № 1. С. 5-15. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0001, https://elibrary.ru/xtcurd
16. Гуань С. Дистанционные курсы по русскому языку как иностранному в обучении китайских студентов // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2019. № 3. С. 4-8. https://elibrary.ru/kgzbal
17. Цыренова М.И. Опыт использования массовых открытых онлайн-курсов при дистанционном обучении китайских студентов во время эпидемии COVID-19 // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 5. С. 31-35. https://elibrary.ru/pqgyzx
18. Остроумова А.Ю. Опыт организации учебного процесса в электронной среде LMS MOODLE в ТПУ // Edcrunch Томск: материалы Междунар. конф. по новым образовательным технологиям. Томск, 2019. С. 94-98. https://elibrary.ru/sskmks
19. Арефьева Т.С., Лобанова Е.И., Стрижова Е.В., Нисилевич А.Б., Андросова И.Г. Использование элементов открытого и дистанционного образования в заочной форме обучения // Мир науки и инноваций. 2015. Т. 7. № 2 (2). С. 5-10. https://elibrary.ru/vdrbwf
20. Верченова Е.А. О применении социометрии в кросс-культурном исследовании (на материале китайских студентов) // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 3. С. 142-150. https://elibrary.ru/sqypjh
21. Ряпина Н.Е., Пермякова Т.М., Балезина Е.А. Взаимосвязь коммуникативного поведения преподавателя и организационно-технических факторов в формате онлайн-обучения в вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20. № 1. С. 163-182. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-1-163-182, https://elibrary.ru/ezmyuo
22. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. Москва: София, 2001. 99 с.
23. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 403 с.
24. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Меерсон А.Л.С. Психологическая безопасность и коммуникативные трудности преподавателей и студентов при длительном онлайн-обучении // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 148-168. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-148-168, https://elibrary.ru/cdyiew
25. Девятов А.П., Мартиросян М. Китайский прорыв и уроки для России. Москва: Вече, 2002. 400 с.
26. Дубкова О.В., Мэй Л. Когнитивные основания логических нарушений в письменной речи китайских русистов // Коммуникативные исследования. 2015. № 3 (5). С. 129-136. https://elibrary.ru/vtyuzp
27. Пин Ч. Проблема обучения китайских студентов деловому письму на русском языке и вариант ее решения с точки зрения китайских русистов // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 7. С. 74-76. https://elibrary.ru/whmvcp
28. Авдеева И.Н., Кокодей Т.А., Лямина Н.В. Связь творческих способностей и эмоционального благополучия студентов вуза во время онлайн-обучения // Вопросы психологии. 2023. Т. 69. № 6. С. 34-42. https://elibrary.ru/crkbjn
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Демидова Т.А., Новикова А.В., Шерина Е.А. Анализ восприятия иностранными обучающимися резкой смены образовательного формата. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(1):132-147. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-132-147
For citation:
Demidova T.A., Novikova A.V., Sherina E.A. Analysis of perception by foreign students of an abrupt change of an educational mode. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(1):132-147. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-132-147