Методика обучения игре в бадминтон подростков с интеллектуальными нарушениями с учетом двигательной асимметрии рук
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-432-440
Аннотация
Актуальность. Бадминтон как средство адаптивного физического воспитания обладает значительным потенциалом в развития координационных способностей. При этом в процессе обучения двигательным действиям в бадминтоне подростков с интеллектуальными нарушениями педагоги часто не обращают внимания и не учитывают особенности двигательной асимметрии рук. Проблема исследования обусловлена недостаточной разработанностью методики обучения двигательным действиям в бадминтоне с учетом двигательных предпочтений у подростков 12–13 лет. В настоящее время исследований, посвященных проблеме обучения игре в бадминтон подростков с подобного рода отклонениями в состоянии здоровья с учетом особенностей двигательной асимметрии рук, не проводилось. Цель исследования – экспериментально проверить эффективность методики обучения двигательным действиям с ракеткой в бадминтоне подростков с легкой степенью умственной отсталости как доминантной, так и недоминантной рукой.
Материалы и методы. Основой для разработки экспериментальной методики стали данные анализа научно-методической литературы, результаты наблюдений, данные видеоанализа движений и диагностики двигательных предпочтений рук у 108 подростков, содержания программ адаптивного физического воспитания 8 коррекционных школ Ивановской области. Педагогический эксперимент проводился с подростками 12–13 лет (20 человек) на базе коррекционной школы-интерната г. Шуя. Методика была реализована в течение учебного года, на секционных занятиях по бадминтону (3 раза в неделю). Объем упражнений, выполняемых недоминантной рукой, варьировался от 15 до 25 % времени на каждом занятии. Упражнения разработанной методики выполнялись с использованием двигательных действий ракеткой как с воздушными шариками разного размера, так и с воланчиком. Результаты педагогического эксперимента обрабатывались с применением t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования. Согласно результатам педагогического эксперимента, у подростков экспериментальной группы показатели выполнения технических приемов: «высокая подача с попаданием волана в заданную зону»; «жонглирование воланом»; «подача волана снизу с попаданием в подвешенный на высоте обруч» – стали достоверно выше, чем у подростков из контрольной группы (p < 0,05).
Выводы. Применение специальной методики выполнения упражнений с бадминтонной ракеткой недоминирующей рукой в объеме от 15 до 25 % на секционных занятиях с подростками с легкой степенью умственной отсталости способствует повышению качества выполнения ими технических приемов в бадминтоне.
Об авторах
М. А. ПравдовРоссия
Правдов Михаил Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Шуйский филиал
153025, г. Иваново, ул. Ермака, 39
Scopus Author ID: 57189489979
ResearcherID: A-4254-2017
Д. М. Правдов
Россия
Правдов Дмитрий Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта
129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4
Список литературы
1. Ланская О.В., Сазонова Л.А., Королькова Е.И. Эффективность методики развития двигательных качеств школьников с умственной отсталостью с использованием подвижных игр // Адаптивная физическая культура. 2022. Т. 90. № 2. С. 7-10. https://elibrary.ru/tlsnaj
2. Руднева Л.В., Шелиспанская Э.В. Педагогические условия коррекции основных видов движений у младших школьников с умственной отсталостью // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 7. С. 29-38. https://elibrary.ru/rdbhzq
3. Калмыков Д.А. Особенности реализации методики развития координационных способностей на основе комплексного подхода у детей с умственной отсталостью // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 183. С. 118-127. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-118-127, https://elibrary.ru/oudtxw
4. Мельникова Т.А., Михеева О.С., Милованов С.Н. Коррекция координационных способностей школьников с умственной отсталостью, обучающихся в инклюзивной образовательной организации // Адаптивная физическая культура. 2024. № 1 (97). С. 51-53. https://elibrary.ru/cbpekx
5. Правдов М.А., Правдов Д.М. Коррекция двигательной сферы подростков с легкой степенью умственной отсталости на основе развития координационных способностей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 6. С. 1707-1716. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1707-1716, https://elibrary.ru/dhknas
6. Никифорова Т.Ю. Методика коррекции координационных способностей у подростков с нарушениями интеллекта // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. № 10. C. 45-52. https://elibrary.ru/gfayrp
7. Чебенева О.Е., Базаров Р.Т. Методика проведения занятий с умственно отсталыми детьми по адаптивной физической культуре // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 12. С. 55-63. https://doi.org/10.24412/2305-8404-2022-12-55-63, https://elibrary.ru/xvyjek
8. Куропаткина Н.А., Бахнова Т.В., Котрунова Т.С. Физическая рекреация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях образовательных учреждений интернатного типа // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2024. Т. 101. № 3-2. С. 112-113. https://elibrary.ru/vqddtw
9. Ramanovich D.V., Kalyuzhin V.G. Тестирование развития координационных способностей школьников с умственной отсталостью легкой степени // Scientific news of Academy of physical culture and sport. 2022. Т. 4. № 3. С. 61-64. https://doi.org/10.28942/ssj.v4i3.553, https://elibrary.ru/nrpnfv
10. Обивалина М.С. Особенности развития двигательной сферы и физических качеств у лиц с умственной отсталостью // Энигма. 2022. № 42. C. 173-183. https://elibrary.ru/nwwojb
11. Коротков К.Г., Барябина В.Ю. Исследование психофизиологического состояния лиц с интеллектуальными нарушениями (литературный обзор) // Адаптивная физическая культура. 2022. Т. 90. № 2. С. 16-17. https://elibrary.ru/weyhpw
12. Устыменко О.Н. Влияние занятий бадминтоном на детей с нарушением интеллектуального развития в аспекте социальной адаптации и условиях повседневной жизни // Физическая культура, спорт и здоровье. 2017. № 30. С. 195-198. https://elibrary.ru/yvvoas
13. Полевщиков М.М., Устыменко О.Н. Занятия бадминтоном в физической реабилитации и социальной адаптации умственно отсталых детей // Автономия личности. 2010. Т. 2. С. 92-95. https://elibrary.ru/nyjwyr
14. Морозова Е.В., Журавлева Е.В., Варфоломеев Д.Л. Влияние занятий бадминтоном на социализацию и реабилитацию инвалидов // Человек. Общество. Инклюзия. 2022. № 4 (52). С. 59-64. https://elibrary.ru/aybjcz
15. Лоскутова Э.А., Устыменко О.Н. Влияние занятий бадминтоном на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта // Вестник Марийского государственного университета. 2024. Т. 18. № 2 (54). С. 181-187. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-2-181-187, https://elibrary.ru/egvogm
16. Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «бадминтон» (этап начальной подготовки) / сост. Г.В. Барчукова, А.А. Ивашин. Москва, 2021. 171 с. https://elibrary.ru/qkabhu.
Рецензия
Для цитирования:
Правдов М.А., Правдов Д.М. Методика обучения игре в бадминтон подростков с интеллектуальными нарушениями с учетом двигательной асимметрии рук. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(2):432-440. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-432-440
For citation:
Pravdov M.A., Pravdov D.M. Methods of teaching badminton to adolescents with intellectual disabilities taking into account the motor asymmetry of the hands. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(2):432-440. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-432-440