Применение технологий ИИ в иноязычном обучении взрослых: наставничество сверстников
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-35-49
Аннотация
Актуальность. Переход к постиндустриальному обществу, цифровизация экономики и социальной жизни привели к масштабным изменениям рынка труда. Это спровоцировало кризис в высшей школе, потерю интереса к вузовскому образованию, не отвечающему требованиям работодателей. Одним из способов решения проблемы является интеграция наукоемких технологий в учебный процесс. Цель статьи – описать опыт реализации педагогической технологии «наставничество сверстников» в процессе обучения английскому языку для специальных целей гуманитариев с применением ИИ-технологий и проанализировать полученные результаты.
Материалы и методы. В качестве научных методов применялись теоретические и эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, формализованный анкетный опрос с вопросами открытого и закрытого типов, сопоставительный анализ, экспертное оценивание, методы статистического анализа (среднее арифметическое, мода).
Результаты исследования. Доказано, что наставничество сверстников при обучении ESP с применением ИИ-технологий положительно влияет на формирование коммуникативной и цифровой компетенций. По окончанию эксперимента выявлено статистически значимое повышение уровня сформированности коммуникативной (Δ х̅ = +0,94 балла, Δ Мо= +1 балл) и цифровой (Δ х̅ = +1 балл, Δ Мо= +1 балл) компетенций. Участники эксперимента освоили алгоритмы применения различных технологий ИИ в изучении английского языка и использования его на практике, повысились результаты обучения и интерес к предмету, снизилась тревожность.
Выводы. Технология наставничества сверстников позволяет, в определенной степени, компенсировать неготовность ряда преподавателей иностранных языков использовать ИИ в учебном процессе. Признано, что назрела необходимость не только переподготовки преподавателей вузов в сфере ИИ-технологий для образования, но и разработки концепций университета будущего, интегрированного с ИИ и формирующего у студентов набор профессиональных и универсальных компетенций, востребованных быстроменяющимся рынком труда.
Ключевые слова
Об авторе
И. Е. АбрамоваРоссия
Абрамова Ирина Евгеньевна, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков гуманитарных направлений, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Scopus Author ID: 56764534700
Researcher ID: G-7039-2019
185035, г. Петрозаводск, пр-кт Ленина, 33
Список литературы
1. Butterfield D. Decline and fall: how university education became infantilized. The Spectator. 2024. URL: https://www.spectator.co.uk/article/decline-and-fall-how-university-education-became-infantilised (дата обращения: 04.02.2025).
2. 2024 EDUCAUSE Horizon Report. Teaching and Learning Edition. URL: https://library.educause.edu/resources/2024/5/2024-educause-horizon-report-teaching-and-learning-edition (дата обращения: 04.02.2025).
3. Liao H, Xiao H, Hu B. Revolutionizing ESL Teaching with Generative Artificial Intelligence —Take ChatGPT as an Example. International Journal of New Developments in Education. 2023; 5(20): 39-46. https://doi.org/10.25236/IJNDE.2023.052008.
4. Prasad BN, Jaheer B. The Use of AI (artificial Intelligence) in English Learning Among Engineering Students: A Case Study. International Journal of English Learning & Teaching Skills. 2023; 5(4):3500-508(9) DOI: https://doi.org/10.15864/ijelts.5410
5. Anh LTQ. AI Chatbots in English Language Learning: A Critical Review. Journal of knowledge learning and science technology. 2024; 3(2):185-195. https://doi.org/10.60087/jklst.vol3.n2.p195
6. Wei L. Artificial intelligence in language instruction: impact on English learning achievement, L2 motivation, and self-regulated learning. Frontiers in Psychology. 2023; 14: 1261955 | https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1261955
7. Manire E, Kilag OK, Cordova Jr, N, et al. Artificial Intelligence and English Language Learning: A Systematic Review. Excellencia: International Multi-disciplinary Journal of Education (2994-9521). 2023; 1(5): 485–497
8. Klamma R, de Lange P, Neumann AT. et al. Scaling Mentoring Support with Distributed Artificial Intelligence. International Conference on Intelligent Tutoring Systems. Cham: Springer International Publishing. 2020, June, pp. 38-44.
9. Sharples M. Towards social generative AI for education: theory, practices and ethics. Learning: Research and Practice. 2023; 9(2):159-167, DOI: 10.1080/23735082.2023.2261131
10. Pack A, Maloney J. Using Artificial Intelligence in TESOL: Some Ethical and Pedagogical Considerations. TESOL Quarterly. March 2024; 58(2) https://doi.org/10.1002/tesq.3320
11. Сысоев ПВ. Использование технологий искусственного интеллекта в обучении иностранному языку: тематика методических работ за 2023 год и перспективы дальнейших исследований. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024; 29(2):294-308. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-294-308
12. Сысоев ПВ, Филатов ЕМ, Евстигнеев МН и др. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(3):559-588. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588
13. Евстигнеев МН. Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(2):309-323. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-309-323
14. Brown L. Contemporary Peer Mentoring in Higher Education. Accessibility and Diversity in the 21st Century University. 2020: 177-197. doi: 10.4018/978-1-7998-2783-2.CH009
15. Snowden M, Hardy T. Peer mentorship and positive effects on student mentor and mentee retention and academic success. Widening Participation and Lifelong Learning. 2012; 14: 76-92.
16. Bussu A, Burton S. Higher education peer mentoring programme to promote student community building using Mobile Device Applications. Groupwork. 2023; 30(2):54-71. https://doi.org/10.1921/gpwk.v30i2.1636
17. O'Brien M, Llamas M, Stevens E. et al. Lessons Learned from Four Years of Peer Mentoring in a Tiered Group Program within Education. Journal of the Australian and New Zealand Student Services Association. 2012; 40:7-15
18. Estrela А, Ferreira P, Boléo A. et al. Peer learning: Mentoring in a Portuguese as a foreign language course. Educational Role of Language Journal. 2021; 4:68-78 DOI:10.36534/erlj.2020.02.07
19. Абрамова ИЕ, Ананьина АВ, Есенгалиева АМ. Модель иноязычного обучения студентов в контексте цифровизации профессиональной среды: теоретические и практические аспекты. Вестник Томского государственного университета. 2023; 489:162–172. doi: 10.17223/15617793/489/16
20. Сысоев ПВ. Искусственный интеллект в образовании: осведомлённость, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности. Высшее образование в России. 2023; 32(10):9-33.
21. Abusahyon ASAE, Alzyoud A, Alshorman O. et al. AI-driven Technology and Chatbots as Tools for Enhancing English Language Learning in the Context of Second Language Acquisition: A Review Study. International journal of membrane science and technology. 2023; 10(1):1209-1223 https://doi.org/10.15379/ijmst.v10i1.2829
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Абрамова И.Е. Применение технологий ИИ в иноязычном обучении взрослых: наставничество сверстников. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(1):35-49. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-35-49
For citation:
Abramova I.E. Application of generative AI technologies in adult foreign language learning: peer mentoring. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(1):35-49. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-35-49