Анализ понятия «театрализованная деятельность» с позиций школьной театральной педагогики
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-424-431
Аннотация
Актуальность. Проанализировано содержание понятия «театрализованная деятельность» с опорой на базовые положения школьной театральной педагогики, разработанные О.А. Антоновой. Актуальность осуществления подобного анализа обусловлена терминоведческой проблемой: сформулированные варианты понятий «театрализованная деятельность» в теории дошкольного образования относятся к разряду формальных понятий, фиксирующих наиболее общие отличительные и несистематизированные его признаки. Цель исследования – формулировка рабочего определения понятия «театрализованная деятельность».
Материалы и методы. Дефинирована «театрализованная деятельность» как понятие содержательное, опираясь на восемь аспектов школьной театральной педагогики, позволяющих эффективно выстроить как игровую часть театрализованной деятельности, организационно-педагогическую и синтетико-технологическую. В связи с этим ведущими методами исследования являются теорминологический анализ, метод обобщения, а также дистрибутивный анализ как один из терминоведческих методов.
Результаты исследования. С опорой на базовые положения школьной театральной педагогики доказано, что объем содержания понятия «театрализованная деятельность» гораздо шире, нежели представление о «театрализации», за счет субъект-субъектного компонента – совместного творчества педагога-режиссера и играющего ребенка.
Выводы. Театрализованная деятельность предполагает создание школьного спектакля с соблюдением определенных законов театра, поэтапной работы, адаптированной к специфике школьного образования.
Об авторе
С. В. НикитинРоссия
Иеромонах Савватий (Сергей Викторович Никитин), старший преподаватель кафедры филологических и церковно-практических дисциплин, проректор по воспитательной работе
392000, г. Тамбов, ул. М. Горького, 3
Список литературы
1. Стожок Е.В. Термин, понятие и значение // Омский научный вестник. Серия: Филологические науки. 2011. № 1 (95). С. 79-81. https://elibrary.ru/oftoxj
2. Никитин С.В. Анализ понятия «театрализованная деятельность» с позиций дошкольного воспитания // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 1. С. 37-46. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-37-46, https://elibrary.ru/glycri
3. Антонова О.А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен: дис. … д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2006. 365 с. https://elibrary.ru/nixlhr
4. Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. Москва: Наука, 1965. 110 с.
5. Лейчик В.М. Терминоведение: предмет, методы, структура. Москва, 2006. 256 с. https://elibrary.ru/qlhlia
6. Никонова Н.И. К проблеме содержания понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе // Наука и образование. 2010. № 1. С. 70-73. https://elibrary.ru/lbecbz
7. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока общения и поведения учителя. Москва: Моск. психол.- соц. ин-т; Флинта, 1998. 232 с. https://elibrary.ru/snelrl
8. Ольшанский О.В., Ярлыков Т.Н. Социально-психологическая сущность «драматизации» в воспитании личности // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. Москва, 1984. 240 с.
9. Полякова Т.Н. Школьный театр как фактор развития гуманитарной культуры учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2004. 24 с. https://elibrary.ru/nhmqer
10. Артюхова Т.Ю., Петрова Т.И. Театрализованная деятельность как средство воспитания учащихся // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 31-35. https://elibrary.ru/tlmjsf
11. Алексеева О.В. Художественная деятельность как разновидность интеллектуальной деятельности // Вестник Новгородского государственного университета. 2014. № 79. С. 8-11. https://elibrary.ru/shqhxd.
Рецензия
Для цитирования:
Никитин С.В. Анализ понятия «театрализованная деятельность» с позиций школьной театральной педагогики. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(2):424-431. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-424-431
For citation:
Nikitin S.V. Analysis of the “theatrical activity” concept from the standpoint of school theater pedagogy. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(2):424-431. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-424-431