Модель многоязычного обучения в многопрофильном вузе
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-39-47
EDN: bchchk
Аннотация
Современные тенденции в высшем образовании предполагают постепенный переход от монолингвальной системы обучения к многоязычной. Актуальность исследования обусловлена потребностью в специалистах нелингвистического профиля, владеющих не только английским, но и другими иностранными языками и способных выстраивать грамотное взаимодействие с представителями других культур для решения производственных задач. Цель исследования: разработать модель формирования многоязычной компетенции у студентов многопрофильного вуза. Методы исследования: изучение и анализ методической и психологопедагогической литературы, педагогическое моделирование; наблюдение за ходом учебной деятельности на аудиторных занятиях, педагогический эксперимент. Установлена конфигурация многоязычной компетенции (профессионально-ориентированной речевой компетенции в английском и общей речевой компетенции во втором иностранном языке – испанском). Описана структура модели с подробной характеристикой компонентного состава. Методологический компонент включает в себя подходы (компетентностный, когнитивный, межпредметный, деятельностный) и принципы (интегративности, базовых учебных стратегий, организации учебно-познавательной деятельности в зависимости от гибких навыков, обстановочной афферентации, обратной афферентации, минимизации внутриязыковой интерференции, итеративно-уровневой организации). Содержательный компонент представлен описанием процессуального и содержательного аспектов. Разработана итеративно-уровневая система упражнения для формирования речевой компетенции (продуктивных видов деятельности). Представлены параметры оценивания развитости компетенции по уровням. Обозначены взаимосвязи между компонентами модели. Сделаны выводы о применимости модели в среде многопрофильного вуза.
Об авторе
Е. В. ШостакРоссия
Шостак Екатерина Владимировна, старший преподаватель.
195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
Список литературы
1. Степин В.С., Гутнер Г.Б., Голдберг Ф.И. Моделирование // Гуманитарная энциклопедия: Концепты. URL: https://gtmarket.ru/concepts/7025 (дата обращения: 22.01.2020).
2. Дамбуева А.Б. Модель формирования профессиональной компетентности студентов-физиков // Вест-ник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2014. № 1-2. С. 57-59.
3. Чиркова В.М. Теоретическая модель формирования социокультурной компетенции // Вестник Кост-ромского государственного университета. 2008. Т. 4. № 4. С. 356-360.
4. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вест-ник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2016. № 9. С. 136-140.
5. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектиро-ванию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85-91.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия. М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 329 с.
7. Удина Н.Н., Атабекова А.А. Междисциплинарный подход в обучении иностранным языкам // Вест-ник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 1. С. 226-229.
8. Попова Н.В. Профессионально-ориентированный учебник по иностранному языку нового поколе-ния: междисциплинарный подход. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2011. 248 с.
9. Авилкина Ж.Н., Пониматко А.П. К вопросу о когнитивном подходе в обучении иностранным языкам // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І.П. Шамякіна. 2009. № 1 (22). С. 108-113.
10. Сергеева Б.В., Дзюба М.В. Реализация деятельностного подхода на уроках в начальной школе // Со-временные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/ ar-ticle/view?id=25811 (дата обращения: 27.08.2020).
11. Барышников Н.В. Мультилингводидактика // Иностранные языки в школе. 2004. № 5. С. 19-27.
12. Ярунина С.А. Проблемы полилингвальной подготовки специалистов в теории и практике педагоги-ческой науки // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. № 1. С. 100-104.
13. Макарычев А.А., Егорова Л.С. Уровни профессиональной адаптивности личности // Russian Journal of Education and Psychology. 2011. Т. 8. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urovni-professionalnoy-adaptivnosti-lichnosti (дата обращения: 22.04.2020).
14. Старкова Д.А., Рогова Е.А. Гибкие методы формирования навыков и умений самостоятельной рабо-ты студентов // Педагогическое образование в России. 2019. № 1. С. 24-30.
15. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских уни-верситетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 350-363. DOI 10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363
16. Шилова С.А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обуче-нии иностранному языку в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмео-логия образования. Психология развития. 2017. Т. 6. № 4 (24). С. 374-380. DOI 10.18500/2304-9790-2017-6-4-374-380
17. Курпатов А.В. Мышление. Системное исследование. М.: Капитал, 2018. 367 с.
18. Судаков К.В. Мотивация и подкрепление: системные нейрофизиологические механизмы // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2006. № 35. С. 77-81.
19. Муртазина Е.П., Журавлев Б.В. Анализ нейрофизиологических показателей процессов рассогласова-ния в акцепторе результата действия на моделях обучения животных и человека // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 9 (134). С. 34-39.
20. Cowan N. The magical number 4 in short-term memory: a reconsideration of mental storage capacity // The Behavioral and Brain Sciences. 2001. № 24. P. 87-114. DOI 10.1017/S0140525X01003922
21. Shostak E., Khalyapina L., Khodunov I. LMS Moodle interactive exercises sequence for developing linguis-tic competence // Digital Transformation and Global Society. 2019. Vol. 1038 CCIS. P. 517-529. DOI 10.1007/978-3-030-37858-5_44
22. Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 148-157.
23. Tsytovich M.V., Boronenko G.F., Yakusheva O.V. Flipped Classroom technology and its implementation at various levels of Higher Education // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Се-рия «Образование. Педагогические науки». 2019. Т. 11. № 3. С. 21-32. DOI 10.14529/ped190302
24. Тихонова Н.В. Технология «перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения // Казан-ский педагогический журнал. 2018. № 2 (127). С. 74-78.
25. Сысоев П.В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. № 2 (26). С. 189-201.
Рецензия
Для цитирования:
Шостак Е.В. Модель многоязычного обучения в многопрофильном вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):39-47. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-39-47. EDN: bchchk
For citation:
Shostak E.V. A didactic model providing plurilingual training in multidisciplinary university. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(189):39-47. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-39-47. EDN: bchchk