Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Педагогические условия развития профессионально-коммуникативных умений письменной обратной связи у будущих учителей и преподавателей иностранных языков

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-48-57

EDN: gjlhyf

Аннотация

Раскрыто содержание понятия «письменная педагогическая обратная связь», выделены ее типы. Выявлены и обоснованы четыре педагогических условия формирования профессионально-коммуникативных умений письменной педагогической обратной связи у будущих учителей и преподавателей иностранных языков. Первым педагогическим условием является структуризация содержания обучения. Данное условие сформулировано с опорой на дидактический принцип модульности структурного содержания обучения. Представлена структура содержания обучения, направленного на развитие профессионально-коммуникативных умений письменной педагогической обратной связи. Содержание обучения состоит из трех структурных элементов, которые, в свою очередь, также разбиты на составные части. Второе педагогическое условие – реализация принципа опоры на межпредметные связи при отборе содержания обучения. Обоснована необходимость проектирования содержания обучения с учетом знаний, навыков, умений и опыта, приобретенных студентами при изучении дисциплины «Иностранный язык», с одной стороны, и дисциплин профессионального цикла, с другой стороны. Третье педагогическое условие – сформированность иноязычной коммуникативной компетенции у студентов не ниже уровня B2 по шкале Общеевропейских рамочных компетенций владения иностранным языком (CEFR). Данное педагогическое условие сформулировано в ходе анализа десяти шкал CEFR, содержащих умения, необходимые педагогу для осуществления письменной педагогической обратной связи в результате оценивания иноязычной письменной речи обучающихся. Четвертое педагогическое условие – использование моно- и полифункциональных коммуникативных заданий в качестве средства обучения. Раскрыто содержание понятий «упражнение» и «задание» в обучении иностранным языкам, выделены типы заданий, которые могут быть использованы в процессе развития искомых профессионально-коммуникативных умений у будущих учителей и преподавателей иностранных языков. 

Об авторе

Т. А. Ершова
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Ершова Татьяна Андреевна, преподаватель.

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»



Список литературы

1. Ершова Т.А. Модель развития профессионально-коммуникативных умений письменной обратной связи преподавателей иностранных языков // Rhema. Рема. 2019. № 2. С. 118-135. DOI 10.31862/2500-2953-2019-2-118-135

2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновацион-ных технологий, 2000. 608 с.

3. Коренев А.А. Обратная связь в обучении и педагогическом общении // Rhema. Рема. 2018. № 2. С. 112-127.

4. Сысоев П.В., Мерзляков К.А. Использование метода рецензирования в обучении письменной речи обучающихся на основе блог-технологии // Вестник Московского университета Серия 19: Лингвис-тика и межкультурная коммуникация. 2017. № 1. С. 36-47.

5. Ellis R. A typology of written corrective feedback types // ELT Journal. 2008. Vol. 63. № 2. P. 97-107.

6. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. М.: Изд-во «Глосса-Пресс», 2004. 336 с.

7. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 271 с.

8. Байдикова Т.В. Педагогические условия обучения профессиональному иностранному языку студен-тов направления подготовки «Агроинженерия» на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25. № 185. С. 94-106. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-185-94-106

9. Нужа И.В. Обучение иноязычной профессионально ориентированной письменной речи студентов социологических факультетов: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2010. 247 с.

10. Сысоев П.В., Завьялов В.В. Особенности отбора содержания обучения письменной речи студентов направления подготовки «Юриспруденция» // Вестник Московского университета. Серия 19. Линг-вистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 62-72.

11. Коренев А.А. Профессионально-коммуникативная компетенция преподавателя иностранного // Ино-странные языки в школе. 2016. № 1. С. 56-60.

12. Freeman D. et al. English-for-teaching: Rethinking teacher proficiency in the classroom // ELT Journal. 2015. Vol. 69. №. 2. P. 129-139.

13. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обу-чения языкам). М.: Изд-во ИКАР, 2009. 448 с.

14. Грузинская И.А. Упражнения в V, VI, VII и VIII классах (на материале стабильных учебников) // Иностранные языки в школе. 1940. № 3. С. 7-13.

15. Рахманов И.В. Проблема рецептивного и репродуктивного овладения иностранным языком в школе. М.: Высш. шк., 1954. 84 с.

16. Миролюбов А.А. Актуальные вопросы обучения иностранному языку в средней школе // Современ-ные проблемы методики преподавания иностранных языков. Актуальные вопросы обучения ино-странному языку в средней школе. М.: Высш. шк., 1975. Вып. 7.

17. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. 276 с.

18. Бим И.Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач // Иностранные языки в школе. 1985. № 5. С. 30-37.

19. Рогатин В.А. Задание как минимальная целостная единица учебного процесса в языковом вузе: дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2005. 217 с.

20. Ellis R. Task-Based Language Learning and Teaching. Oxford University Press, 2003. 353 c.

21. Long M.H. A role for instruction in second language acquisition: Task-based language teaching // Modeling and Assessing Second Language Acquisition. 1985. Vol. 18. P. 77-99.

22. Nunan D. Designing Tasks for the Communicative Classroom. Cambridge University Press, 1989.

23. Prabhu N.S. Second Language Pedagogy. Oxford: Oxford University Press, 1987. Vol. 20.

24. Skehan P. A Framework for the implementation of task-based instruction // Applied Linguistics. 1996. Vol. 17. № 1. P. 38-62.

25. Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранному языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. 223 c.

26. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. 3-е изд. М.: Еврошкола, 2001. 271 с.

27. Plakans L., Fulcher G., Davidson F. Writing integrated items // The Routledge Handbook of Language Testing. L.: Routledge, 2012. P. 249-261.


Рецензия

Для цитирования:


Ершова Т.А. Педагогические условия развития профессионально-коммуникативных умений письменной обратной связи у будущих учителей и преподавателей иностранных языков. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020;25(189):48-57. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-48-57. EDN: gjlhyf

For citation:


Ershova T.A. Pedagogical conditions of the development of language teachers’ professional communicative skills of written feedback. Tambov University Review. Series: Humanities. 2020;25(189):48-57. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-48-57. EDN: gjlhyf

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)