Комплексное воздействие физкультурно-оздоровительной технологии на физическую подготовленность студенток специальных медицинских групп
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-955-963
Аннотация
Актуальность. Неизбежное несоответствие в развитии и проявлении физических способностей человека с отклонениями в состоянии здоровья (ОВЗ), вызванное основным заболеванием и, как следствие снижением двигательной активности, требует поиска традиционных и нетрадиционных средств комплексного воздействия физкультурно-оздоровительной деятельности на организм студенток, занимающихся в специальных медицинских группах (СМГ). На наш взгляд, включение элементов китайской оздоровительной гимнастики, аквагимнастики и различных видов оздоровительной ходьбы в содержание технологии физкультурно-оздоровительной направленности будет способствовать решению вышеназванной проблемы. При этом в ходе реализации разработанной технологии предполагается обязательный контроль за динамикой показателей физической подготовленности как одного из компонентов потенциала здоровья студенток, занимающихся в специальной медицинской группе. Цель исследования – выявить влияние физкультурно-оздоровительной деятельности, включающей элементы китайской гимнастики, аквагимнастики и различных видов ходьбы, на развитие физических способностей студентов с ОВЗ.
Материалы и методы. На основании анализа научных публикаций была детализирована направленность воздействия нетрадиционных средств двигательной активности на конкретные физические способности человека с ОВЗ, конкретизированы двигательные тесты, определяющие уровень развития физических способностей, с учетом отклонения в состоянии здоровья. На основании результатов проведенных тестирований была выявлена динамика показателей физической подготовленности студенток с ОВЗ в ходе реализации физкультурно-оздоровительной деятельности.
Результаты исследования. Изучена динамика уровня развития следующих физических качеств: проведена оценка аэробной выносливости испытуемых, гибкость суставной подвижности и степени эластических возможностей мышц и др. Проведены расчеты с помощью теста Купера.
Выводы. Подводя итоги проведенного исследования, следует резюмировать следующее: внедрение нетрадиционных средств двигательной активности в содержание физкультурно-оздоровительной технологии оказывает комплексное воздействие на физическую подготовленность исследуемого контингента занимающихся.
Об авторах
Пань ЛиРоссия
Ли Пань, научный сотрудник кафедры оздоровительной и адаптивной физической культуры
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
О. С. Терентьева
Россия
Терентьева Ольга Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Акамов В.В., Власова В.П., Четайкина О.В. Физическое воспитание студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях педагогического вуза // Перспективы науки. 2018. № 9 (108). С. 56-59. https://elibrary.ru/vhwllg
2. Ли Пань. О необходимости совершенствования форм занятий адаптивной физической культурой в вузе со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 6. С. 1726-1734. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1726-1734, https://elibrary.ru/frztea
3. Сентизова М.И., Евсеева С.В. Педагогические условия физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2022. № 6 (135). С. 89-93. https://elibrary.ru/ugqspv
4. Авилова И.А. Особенности адаптивного физического воспитания и спорта для лиц, имеющих ослабленное здоровье // Региональный вестник. 2020. № 3 (42). С. 26-28. https://elibrary.ru/yemaol
5. Румба О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп // Теория и практика физической культуры. 2015. № 2. С. 11-14. https://elibrary.ru/teeblf
6. Сентизова М.И., Гурьева А.В. Педагогические условия физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья // Теория и практика физической культуры. 2021. № 11 (146). С. 174- 177. https://elibrary.ru/tbjhqy
7. Рябцев С.М., Гончарова М.С. Оценка физического развития студентов с нарушениями слуха в процессе адаптивного физического воспитания в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 6. С. 227-232. https://elibrary.ru/utebus
8. Салеев Э.Р. Оптимизация физических упражнений для оздоровительного эффекта // Обзор педагогических исследований. 2024. Т. 6. № 5. С. 259-264. https://doi.org/10.58224/2687-0428-2024-6-5-259-264, https://elibrary.ru/gasqhj
9. Небытова Л.А., Катренко М.В., Журавлева Ю.И., Сасин А.А. Гидрокинезотерапия как средство инклюзивного образования студентов в области физической культуры // Педагогика и просвещение. 2021. № 2. C. 92-102. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2021.2.33630, https://elibrary.ru/rfpvsd
10. Борисова Н.Ю., Галкина Т.Н., Якимова Я.Е. Особенности занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы 8 Междунар. науч. конф. Самара, 2016. С. 248-251. https://elibrary.ru/vqcjab
11. Максимова Т.А. Сравнительный анализ показателей физического развития и физической подготовленности девушек специальной медицинской группы, проживающих в условиях Крайнего Севера // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 1. С. 16-21. https://elibrary.ru/yzsnzb
12. Клычкова О.В., Свириденко А.В., Ушанов Г.А., Федорихин В.В. Контрольные нормативы для студентов специальных медицинских групп // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. 2012. № 11 (98). С. 81-82. https://elibrary.ru/peykvf
13. Помогаева Н.С., Мох А.В., Николаева О.В., Волкова Л.М., Стригельская И.Ю., Голубев А.А. Критерии оценки физической подготовленности студентов с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 10 (212). С. 337-341. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p337-341, https://elibrary.ru/oymstg
Рецензия
Для цитирования:
Ли П., Терентьева О.С. Комплексное воздействие физкультурно-оздоровительной технологии на физическую подготовленность студенток специальных медицинских групп. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(4):955-963. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-955-963
For citation:
Li P., Terentyeva O.S. The complex influence of physical education and wellness technologies on the physical fitness of female students of special medical groups. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(4):955-963. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-955-963