Феномен самообучения чтению в дошкольном возрасте
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-190-141-150
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Во вводной части исследования представлена историческая информация о возникновении и развитии типов чтения и читателей в России. В основной части описан опыт самообучения детей чтению в условиях семей разных социальных групп населения в прошлом и настоящем времени. Показаны результаты методов опроса, анкетирования, сравнительного анализа материалов, которые использовались при изучении проблемы самообучения чтению. Выражено мнение ученых психологов (Д.Б. Эльконин) и методистов (М.Р. Львов) о самообучении чтению в дошкольном возрасте. В процессе изучения методического феномена самообучения чтению выработаны и обобщены педагогические условия, необходимые для реализации желаемого результата. Подчеркнуто значение теории формирования правильной читательской деятельности профессора Н.Н. Светловской для профессиональной организации обучения работе с книгой в детском саду. В выводах отражена педагогическая закономерность: знание возрастных возможностей дошкольников способствует правильному выбору видов читательской деятельности, которая должна сочетаться с игрой как ведущей детской деятельностью, а также с методами и приемами работы по общему и речевому развитию ребенка. В заключение названа проблема дальнейшего исследования темы.
Об авторах
Г. М. ПервоваРоссия
Первова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Е. А. Семенова
Россия
Семенова Евгения Аркадьевна, аспирант, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. М., 1948. 480 с.
2. Васильева М.С., Сороцкая О.Н., Оморокова М.И. и др. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 1977. 216 с.
3. Аксаков С.Т. Последовательные воспоминания // Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. М.: Изд-во «Сов. Россия», 1977. С. 22-28.
4. Шергин Б.В. Поморские были и сказания // Шергин Б.В., Писахов С.Г. Сказы и сказки. М.: Современник, 1985. С. 6-185.
5. Чуковский Е. Про Деда // Воспоминания о Корнее Чуковском. Изд. 2-е. М.: Сов. писатель, 1983.
6. Макеева С.Г., Заманкова Н.Н. Обучение грамоте в семье // Начальная школа. 2003. № 7. С. 17-27.
7. Первова Г.М. Если дошкольники захотели научиться читать… // Практика управления ДОУ. 2017. № 4. С. 13-18.
8. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1976. 64 с.
9. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей. Новосибирск: Мангазея, Дет. лит., 1997. 456 с.
10. Львов М.Р. Ребенок сам учится читать // Начальная школа. 1990. № 4. С. 59-62.
11. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования правильной читательской деятельности. М.: Магистр, 1993. 180 с.
Рецензия
Для цитирования:
Первова Г.М., Семенова Е.А. Феномен самообучения чтению в дошкольном возрасте. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(190):141-150. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-190-141-150
For citation:
Pervova G.M., Semenova E.A. Phenomenon of self-learning to read in preschool age. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(190):141-150. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-190-141-150
ISSN 2782-5825 (Online)