Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Феномен самообучения чтению в дошкольном возрасте

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-190-141-150

Аннотация

Во вводной части исследования представлена историческая информация о возникновении и развитии типов чтения и читателей в России. В основной части описан опыт самообучения детей чтению в условиях семей разных социальных групп населения в прошлом и настоящем времени. Показаны результаты методов опроса, анкетирования, сравнительного анализа материалов, которые использовались при изучении проблемы самообучения чтению. Выражено мнение ученых психологов (Д.Б. Эльконин) и методистов (М.Р. Львов) о самообучении чтению в дошкольном возрасте. В процессе изучения методического феномена самообучения чтению выработаны и обобщены педагогические условия, необходимые для реализации желаемого результата. Подчеркнуто значение теории формирования правильной читательской деятельности профессора Н.Н. Светловской для профессиональной организации обучения работе с книгой в детском саду. В выводах отражена педагогическая закономерность: знание возрастных возможностей дошкольников способствует правильному выбору видов читательской деятельности, которая должна сочетаться с игрой как ведущей детской деятельностью, а также с методами и приемами работы по общему и речевому развитию ребенка. В заключение названа проблема дальнейшего исследования темы.

Об авторах

Г. М. Первова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Первова Галина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Е. А. Семенова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Семенова Евгения Аркадьевна, аспирант, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. М., 1948. 480 с.

2. Васильева М.С., Сороцкая О.Н., Оморокова М.И. и др. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 1977. 216 с.

3. Аксаков С.Т. Последовательные воспоминания // Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. М.: Изд-во «Сов. Россия», 1977. С. 22-28.

4. Шергин Б.В. Поморские были и сказания // Шергин Б.В., Писахов С.Г. Сказы и сказки. М.: Современник, 1985. С. 6-185.

5. Чуковский Е. Про Деда // Воспоминания о Корнее Чуковском. Изд. 2-е. М.: Сов. писатель, 1983.

6. Макеева С.Г., Заманкова Н.Н. Обучение грамоте в семье // Начальная школа. 2003. № 7. С. 17-27.

7. Первова Г.М. Если дошкольники захотели научиться читать… // Практика управления ДОУ. 2017. № 4. С. 13-18.

8. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1976. 64 с.

9. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей. Новосибирск: Мангазея, Дет. лит., 1997. 456 с.

10. Львов М.Р. Ребенок сам учится читать // Начальная школа. 1990. № 4. С. 59-62.

11. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования правильной читательской деятельности. М.: Магистр, 1993. 180 с.


Рецензия

Для цитирования:


Первова Г.М., Семенова Е.А. Феномен самообучения чтению в дошкольном возрасте. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021;26(190):141-150. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-190-141-150

For citation:


Pervova G.M., Semenova E.A. Phenomenon of self-learning to read in preschool age. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(190):141-150. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-190-141-150

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)