Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Использование творческой, проектной и эвристической деятельности студентов-журналистов для повышения уровня их мотивации изучения профильных дисциплин

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-167-183

Аннотация

Актуальность. В настоящее время отмечается разрыв между современными трансформациями медиапространства и традиционными методами обучения при подготовке студентовжурналистов в вузе. Это приводит к снижению уровня мотивации обучающихся. Цель исследования – оценка уровня сформированности мотивации обучающихся в рамках эксперимента и описание эффективной стратегии повышения мотивации студентов-журналистов в учебном процессе в вузе.

Материалы и методы. Материалом исследования является уровень мотивации студентовжурналистов вуза. Для исследования уровня мотивации была использована методика оценки и коррекции мотивированности А.Д. Тытарь.

Результаты исследования. Изучались три блока мотивационного компонента: прагматический, эмоциональный и творческий. В 2023/2024 учебном году был проведен педагогический эксперимент. Были выбраны 2 группы студентов, обучающихся в Сургутском государственном педагогическом университете по направлению 42.03.02 «Журналистика» (бакалавриат) на 2 и 3 курсах: контрольная группа (2 курс, КГ, 18 человек) и экспериментальная группа (3 курс, ЭГ, 14 человек). В процессе работы были использованы активные методы обучения в экспериментальной группе. Сделан акцент на творческой, проектной и эвристической деятельности, в рамках которой педагог выступает как фасилитатор, переводя отношения педагога и студентов в субъект-субъектные. Использование активных методов способствовало повышению мотивации обучающихся в экспериментальной группе, содействовало их успешной социализации, формированию профессиональной идентичности. Так, на контрольном этапе эксперимента в ЭГ свыше 70 % обучающихся оценили значимость курса в 6 баллов и выше, в КГ – не более 4. В ЭГ на 30 % увеличились показатели, связанные с оценкой имеющихся у них ресурсов для реализации учебного графика. 80 % студентов ЭГ дали оценку выше 7 баллов по шкалам «Самостоятельность» и «Обратная связь». В КГ большинство показателей осталось на прежнем уровне. Системным свое обучение считают 60 % студентов в контрольной группе и 90 % – в экспериментальной.

Выводы. Новизна исследования заключается в организации работы по повышению учебной мотивации студентов-журналистов целенаправленно и в системе. Для студентов ЭГ было организовано единое образовательное пространство. На первом этапе (в рамках тренинга «Основы целеполагания») было выявлено противоречие между внутренними и внешними мотивами студентов. Результаты эксперимента фиксируют ряд проблем отечественного медиаобразования в части формирования мотивации студентов-журналистов, намечаются пути их решения. Сделан вывод о необходимости отхода от традиционных форм и методов обучения, отмечается актуальность формирования единого образовательного пространства на основе проектной деятельности учебной группы. Теоретические выводы и результаты проведенного эксперимента могут лечь в основу авторской педагогической концепции в рамках современного медиаобразования.

Об авторе

В. B. Гаврилов
Сургутский государственный педагогический университет
Россия

Гаврилов Виктор Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры филологического образования и журналистики

628417, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2 



Список литературы

1. Кларин М.В., Осмоловская И.М. Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы // Образование и наука. 2020. № 22 (10). С. 61-89. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-10-61-89, https://elibrary.ru/ubykfn

2. Баклашова Т.А. Тенденция гибридизации в практической подготовке будущих учителей: зарубежный опыт // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 192-197. https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.28, https://elibrary.ru/csyaof

3. Лазарев В.С. К проблеме построения модели «школы будущего» // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 4. С. 69-79. https://doi.org/10.17759/pse.2021260406, https://elibrary.ru/ahfteo

4. Лазарев В.С., Носова Л.Н. Исследование умения ставить практические проблемы // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 5. С. 71-82. https://doi.org/10.17759/pse.2020250506, https://elibrary.ru/ybhvyn

5. Олешко В.Ф., Гаврилов В.В. К вопросу поиска образа «идеального журналиста» // Вопросы теории и практики журналистики. 2024. Т. 13. № 3. С. 431-445. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2024.13(3).431-445, https://elibrary.ru/cadckp

6. Олешко В.Ф., Гаврилов В.В. Формирование цельной медиаличности будущего журналиста в региональном вузе в условиях цифровизации СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4 (46). С. 6-12. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10401, https://elibrary.ru/gnrzjt

7. Львович И.Я., Преображенский А.П., Преображенский Ю.П., Чопоров О.Н. Проблемы развития технологий умного образования // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2019. № 1 (28). С. 70-72. https://elibrary.ru/zxloax

8. Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл, 2005. 431 с. https://elibrary.ru/qxmynl

9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Наука, 1984. 444 с. https://elibrary.ru/rvmasb

10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика, 1973. 423 c. https://elibrary.ru/yxelju

11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва: Просвещение, 1968. 464 с. https://elibrary.ru/hajatj

12. Кузина Д.В., Кайзер Я.Р. Проблема развития познавательной мотивации у обучающихся средней школы // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6. Cт. 35. https://doi.org/10.15862/51PDMN620, https://elibrary.ru/rewwsw

13. Леонова Е.С. Формирование учебной мотивации у школьников: практико-ориентированный подход // Lurian Journal. 2023. № 4 (3). С. 69-77. https://doi.org/10.15826/Lurian.2023.4.3.4, https://elibrary.ru/txqdia

14. Каитов А.П. Теоретические аспекты проблемы развития учебной мотивации у студентов высшей школы в зарубежных исследованиях // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 24-38. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-24-38, https://elibrary.ru/ebuzfj

15. Писарева С.А., Бражник Е.И., Гладкая И.В., Пискунова Е.В., Федорова Н.М. Исследование особенностей мотивации студентов разных уровней высшего образования к участию в научноисследовательской деятельности // Science for Education Today. 2024. Т. 14. № 1. С. 25-53. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2401.02, https://elibrary.ru/jdrivf

16. Зубарев А.Е., Кулик И.В., Мотовиц Т.Г. Оценка мотивации обучающихся университета // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2020. № 4 (59). С. 97-104. https://elibrary.ru/anpdke

17. Гвозденко Ю.В. Учебная мотивация как средство повышения достижений // Научный потенциал. 2020. № 1 (28). С. 16-19. https://elibrary.ru/dopzdp

18. Ибрагимов Г.И., Калимуллина А.А., Ибрагимов М.Г. Учебная мотивация магистрантов педагогических направлений подготовки: кейс КФУ // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 11. С. 153168. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-11-153-168, https://elibrary.ru/khynue

19. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы 4 Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 160-163. https://elibrary.ru/swkpaj

20. Тытарь А.Д. Методика оценки и коррекции мотивированности студентов в учебном процессе // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 1 (126). С. 235-240. https://elibrary.ru/oonjtp

21. Захарова Л.М., Абдрахимова Л.А. Развитие профессиональной мотивации магистрантов к изучению иностранного языка // Казанский педагогический журнал. 2018. Т. 131. № 6. С. 147-150. https://elibrary.ru/pkykel


Рецензия

Для цитирования:


Гаврилов В.B. Использование творческой, проектной и эвристической деятельности студентов-журналистов для повышения уровня их мотивации изучения профильных дисциплин. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(1):167-183. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-167-183

For citation:


Gavrilov V.V. The use of creative, project and heuristic activities of journalism students to increase their motivation to study specialized disciplines. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(1):167-183. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-167-183

Просмотров: 46


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)