Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Технология комплексного развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-234-241

Аннотация

Актуальность. В настоящее время развитие координационных способностей у детей с умственной отсталостью приобретает особое значение, поскольку недостаточный уровень двигательной координации отрицательно влияет на их физическое развитие и социальную адаптацию. Дети с легкой степенью умственной отсталости часто испытывают трудности при выполнении повседневных движений, что ограничивает их самостоятельность и уверенность в себе. Их недостаточное развитие снижает мотивацию к движению и ограничивает функциональные возможности ребенка. Цель исследования – разработка и апробация технологии комплексного развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.

Материалы и методы. Использовались следующие методы исследования: анализ литературных и документальных источников, педагогический эксперимент, тестирование, а также обработка и анализ экспериментальных данных с применением методов математической статистики. Эти методы позволили глубоко изучить проблему и оценить эффективность предложенной технологии комплексного развития координационных способностей у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Результаты исследования. Был проведен педагогический эксперимент, в рамках которого была разработана и апробирована технология комплексного развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Технология основана на поэтапном, последовательном и параллельном развитии координационных способностей с контролем их формирования на каждом этапе и соответствующими корректирующими воздействиями. Эксперимент длился 10 месяцев. Для оценки эффективности технологии были использованы диагностические тесты, направленные на выявление уровня развития координационных способностей у детей. Сравнительный анализ данных показал положительную динамику в улучшении координационных способностей, что подтверждает эффективность разработанной технологии. Практическое внедрение технологии комплексного развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью началось с пилотажного исследования и анкетирования специалистов. Результаты позволили определить этапы реализации алгоритма, который лег в основу технологии. В ходе восьми этапов были проанализированы изменения координационных показателей в контрольной и экспериментальной группах. Высокие результаты были достигнуты в статическом равновесии, значительные изменения – в динамическом равновесии, пространственной ориентировке и усвоении двигательного ритма. Важной особенностью технологии стало внимание к точности мелкой моторики. Несмотря на умеренные изменения в координации сложных движений, результаты показали значительный прогресс.

Выводы. Исследование подтвердило высокую эффективность разработанного подхода, который можно применять как в адаптивном физическом воспитании, так и в спортивной деятельности для детей с интеллектуальными нарушениями.

Об авторе

Д. А. Калмыков
Федерация фехтования России; Центр фехтования Ильгара Мамедова
Россия

Калмыков Дмитрий Александрович, вице-президент, Федерация фехтования России; преподаватель, Центр фехтования Ильгара Мамедова

119992, г. Москва, Лужнецкая наб., 8, стр. 1; 
141435, Московская обл., мкр. Новогорск, г. Химки, ул. Ивановская, стр. 55А

 



Список литературы

1. Альсуфьев Г.А. Развитие координационных способностей детей с умственной отсталостью // Трибуна ученого. 2020. № 12. С. 45-51.

2. Евсеев С.П., Евсеева О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. Москва, 2017. 384 с.

3. Калмыков Д.А., Дерябина Г.И., Терентьева О.С., Лернер В.Л. Учет иерархичности использования средств формирования видов координационных способностей как необходимое условие совершенствования процесса их развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 175. С. 69-80. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-175-69-80, https://elibrary.ru/yartul

4. Калмыков Д.А. Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью: комплексный подход // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 4. С. 34-42. https://doi.org/10.24411/2500-0365-2019-14406, https://elibrary.ru/qoqxcu

5. Ковалев Д.А. Особенности развития координационных способностей у детей школьного возраста посредством восточных единоборств // Инновационные формы и практический опыт физического воспитания детей и учащейся молодежи: сб. науч. ст. 10 Междунар. науч.-практ. конф. Витебск, 2023. С. 46-50. https://elibrary.ru/aqfuvi

6. Lee K. Enhancing motor performance and physical fitness in children with developmental coordination disorder through fundamental motor skills exercise // Healthcare. 2024. Vol. 12. P. 1-10. https://doi.org/10.3390/healthcare12212142

7. Frikha M., Alharbi R.S. Optimizing fine motor coordination, selective attention and reaction time in children: effect of combined accuracy exercises and visual art activities // Children (Basel). 2023. Vol. 10 (5). P. 1-13. https://doi.org/10.3390/children10050786

8. Park S.Bo., Ju Yu., Kwin H., Youm H., Ki M.J., Chung J. Effect of a cognitive function and social skillsbased digital exercise therapy using IoT on motor coordination in children with intellectual and developmental disability // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19. № 24. P. 16499. https://doi.org/10.3390/ijerph192416499, https://elibrary.ru/isvnoj

9. Alghadier M., Alhusayni A.I. Evaluating the efficacy of gross-motor-based interventions for children with developmental coordination disorder: a systematic review // Journal of Clinical Medicine. 2024. Vol. 13 (16). P. 1-16. https://doi.org/10.3390/jcm13164609

10. Tran H.T., Li Y.C., Lin H.Y., Lee S.D., Wang P.J. Sensory processing impairments in children with developmental coordination disorder // Children (Basel). 2022. Vol. 9 (10). P. 1-20. https://doi.org/10.3390/children9101443


Рецензия

Для цитирования:


Калмыков Д.А. Технология комплексного развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(1):234-241. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-234-241

For citation:


Kalmykov D.A. Technology for the integrated development of coordination abilities in primary school children with mild mental retardation. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(1):234-241. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-234-241

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)