Формирование профессионального тезауруса студентов аграрного вуза в процессе речевой практики с инструментами искусственного интеллекта
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-352-363
Аннотация
Актуальность. Существует много инструментов искусственного интеллекта (ИИ), которые могут использоваться при обучении студентов иностранному языку, включая формирование их лексической компетенции. Однако формирование профессионального тезауруса студентов неязыковых специальностей посредством участия в иноязычной практике на профессиональные темы с ИИ не выступало предметом отдельного исследования. Цель исследования – разработка пошаговой технологии формирования профессионального тезауруса студентов аграрного вуза посредством практики с инструментами ИИ и проверка ее эффективности в экспериментальном обучении.
Материалы и методы. Площадкой эксперимента выступило ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I». В обучении приняли участие магистранты направления подготовки 35.04.04 – «Агрономия». Участники контрольной группы (КГ) (N = 15) обучались по традиционной методике обучения на основе элементов предметно-языкового интегрированного обучения и иностранного языка для специальных целей. Участники экспериментальной группы (ЭГ) (N = 15) в дополнении к традиционной методике обучения участвовали в практике профессионального иноязычного общения с веб-приложением PolyBuzz. Статистический анализ результатов обучения проводился на основе метода t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования. Эксперимент доказал эффективность пошаговой технологии формирования профессионального тезауруса у студентов аграрного вуза с использованием внеаудиторной практики с веб-приложением PolyBuzz (t = 2,25 при p ≤ 0,05).
Выводы. Новизна работы состоит разработке пошаговой технологии формирования профессионального тезауруса у студентов аграрного вуза с использованием внеаудиторной практики с веб-приложением PolyBuzz. Перспективы проведенного исследования состоят в дальнейшем изучении лингводидактического и методического потенциала конкретных инструментов ИИ в профессиональной подготовке студентов аграрного вуза.
Об авторе
Т. В. БайдиковаРоссия
Байдикова Татьяна Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков
394087, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1
Список литературы
1. Чернякова Т.А. Использование лингвистического корпуса в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2011. № 4 (16). С. 127-132. https://elibrary.ru/ncvsbf
2. Чернякова Т.А. Алгоритм формирования лексических навыков студентов на основе лингвистического корпуса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 2 (106). С. 212-216. https://elibrary.ru/otmnbz
3. Сысоев П.В., Кокорева А.А. Обучение студентов профессиональной лексике на основе корпуса параллельных текстов // Язык и культура. 2013. № 1 (21). С. 114-124. https://elibrary.ru/pxsiwn
4. Кокорева А.А. Корпус параллельных текстов в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 2 (118). С. 57-62. https://elibrary.ru/pwqdbr
5. Семич Ю.И. Содержание обучения письменной речи студентов направления подготовки «Журналистика» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 180. С. 79-89. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-180-79-89, https://elibrary.ru/steyyu
6. Семич Ю.И. Развитие метода проектов в обучении иностранному языку // Державинский форум. 2019. Т. 3. № 10. С. 101-110. https://elibrary.ru/ztabid
7. Соломатина А.Г. Обучение иностранному языку для профессиональных целей на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения в аграрном вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 173. С. 49-57. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-173-49-57, https://elibrary.ru/wcquqh
8. Байдикова Т.В. Предметное содержание обучения иностранному языку в профессиональной сфере студентов направления подготовки «Агроинженерия» на основе интегрированного предметноязыкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 184. С. 65-74. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-25-184-65-74, https://elibrary.ru/vupcfh
9. Токмакова Ю.В. Предметное содержание обучения английскому языку студентов направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 183. С. 35-44. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-35-44, https://elibrary.ru/maqpxk
10. Харламенко И.В. Чат-боты в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 55-59. https://elibrary.ru/lebneu
11. Харламенко И.В. Искусственный интеллект в помощь учителю иностранного языка при работе над лексическими навыками // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 55-60. https://elibrary.ru/pxxouk
12. Харламенко И.В. Дополненная реальность в обучении лексике на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 27-32. https://elibrary.ru/xlqhly
13. Клочихин В.В., Поляков О.Г. Технологии искусственного интеллекта: инструменты корпусного анализа в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 24-30. https://elibrary.ru/bdttfe
14. Клочихин В.В. Методическая модель обучения студентов коллокационной компетенции на основе корпусных технологий // Вопросы методики преподавания в вузе. 2023. Т. 12. № 2. C. 24-36. https://doi.org/10.57769/2227-8591.12.2.02, https://elibrary.ru/vtitrn
15. Тихонова Е.В., Крайдер А.В. Применение генеративного ИИ при разработке материалов по обучению переводу с китайского языка // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 33-40. https://elibrary.ru/ysgeuw
16. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9-33. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33, https://elibrary.ru/tzytkm
17. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 66-72. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72, https://elibrary.ru/pxgztj
18. Park J. An AI-based English grammar checker vs. human raters in evaluating EFL learners’ writing // Multimedia-Assisted Language Learning. 2019. Vol. 22. № 1. P. 112-131. http://doi.org/10.%2015702/mall.2019.22.1.112
19. Топоркова О.В., Евтушенко О.А., Новоженина Е.В., Сычев О.А. Применение цифровых технологий при обучении английской грамматике в техническом вузе // Преподаватель XXI век. 2022. № 1-1. С. 150-158. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2022-1-150-158, https://elibrary.ru/jhzuga
20. Авраменко А.П., Ахмедова А.С., Буланова Е.Р. Технология чат-ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 386-394. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-386-394, https://elibrary.ru/abfjqp
21. Черкасова Е.А. Эксперимент по дифференцированному обучению студентов технического вуза английской грамматике посредством учебного взаимодействия с чат-ботом с генеративным ИИ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 5. С. 1239-1247. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1239-1247, https://elibrary.ru/cqsvks
22. Han D. The effects of voice-based AI chatbots on Korean EFL middle school students’ speaking competence and affective domains // Asia-pacific Journal of Convergent Research Interchange. 2020. Vol. 6. № 7. P. 71-80. https://doi.org/10.47116/apjcri.2020.07.07, https://elibrary.ru/oaepoq
23. Çakmak F. Chatbot-human interaction and its effects on EFL students’ L2 speaking performance and speaking anxiety // Novitas-ROYAL (Research on Youth and Language). 2022. № 16 (2). P. 113-131.
24. Kim H.S., Cha Y., Kim N.Y. Effects of AI chatbots on EFL students' communication skills // Korean Journal of English Language and Linguistics. 2021. № 21. P. 712-734. https://doi.org/10.15738/kjell.21.202108.712
25. Junaidi J., Hamuddin B., Julita K., Rahman F., Derin T. Artificial intelligence in EFL context: rising students’ speaking performance with Lyra virtual assistance // International Journal of Advanced Science and Technology. 2020. № 29 (05). P. 6735-6741.
26. Сорокин Д.О. Использование голосовых помощников для развития устных иноязычных речевых умений обучающихся // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 73-77. https://elibrary.ru/rfmsmk
27. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Чат-боты и голосовые помощники в развитии иноязычных речевых умений обучающихся // Язык и культура. 2023. № 63. С. 272-289. https://doi.org/10.17223/19996195/63/14, https://elibrary.ru/cqzkft
28. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика развития иноязычных речевых умений студентов на основе практики с чат-ботом // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 201-218. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.13b, https://elibrary.ru/fjyhew
29. Филатов Е.М. Развитие у студентов умений иноязычной коммуникативной деятельности на основе веб-приложения Character.AI // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 5. С. 1248-1260. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1248-1260, https://elibrary.ru/ncusck
30. Сорокин Д.О. Использование веб-приложения Character.AI для развития умений иноязычного речевого взаимодействия обучающихся // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 59-65. https://elibrary.ru/kpckof
31. Haryanto E., Ali R. Students’ attitudes towards the use of artificial intelligence SIRI in EFL learning at one public university // International Seminar and Annual Meeting BKS-PTN Wilayah Barat. 2018. Vol. 1. № 1. P. 190-195.
32. Сысоев П.В. Персонализированное обучение иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 4-12. https://elibrary.ru/ftazdg
33. Сысоев П.В. Персонализированное обучение на основе технологий искусственного интеллекта: насколько готовы современные студенты к новым возможностям получения образования // Высшее об-разование в России. 2025. Т. 34. № 2. С. 51-71. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-2-51-71, https://elibrary.ru/weagvq
34. Евстигнеев М.Н. Учебная автономия в контексте развития и распространения технологий искусственного интеллекта в языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 13-21. https://elibrary.ru/artmrn
35. Евстигнеев М.Н., Сысоев П.В., Евстигнеева И.А. Компетенция педагога иностранного языка в условиях интеграции технологий искусственного интеллекта в обучении // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 88-96. https://elibrary.ru/oqzdse
36. Сысоев П.В. Глава 3. Компетенция преподавателя иностранных языков в области искусственного интеллекта // Карта компетенций педагога иностранных языков в условиях цифровизации образования. Москва: Эдитус, 2023. С. 47-69. https://elibrary.ru/dlyjxd.
Рецензия
Для цитирования:
Байдикова Т.В. Формирование профессионального тезауруса студентов аграрного вуза в процессе речевой практики с инструментами искусственного интеллекта. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(2):352-363. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-352-363
For citation:
Baydikova T.V. Professional thesaurus formation of agricultural university students in the process of speech practice with artificial intelligence tools. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(2):352-363. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-352-363