Применение онлайн-ресурсов и наставничества на занятиях по практике английского языка для выравнивающего обучения студентов лингвистических направлений в разноуровневых группах
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-299-320
Аннотация
Актуальность. На младших курсах уровень владения иностранным языком студентов лингвистических направлений, обучающихся в одной группе, часто неодинаков из-за различий в их подготовке в период обучения в школе. Выбор оптимального способа обучения студентов в разноуровневых группах лингвистических направлений необходим для повышения качества их языковой подготовки. Это представляется актуальным, поскольку иностранный язык будет являться инструментом их профессиональной деятельности в будущем. Эта актуальность определяет цель исследования, состоящую в сравнении способов выравнивания уровня студентов, обучающихся в разноуровневых группах.
Материалы и методы. Рассмотрены научные труды, посвященные проблемам работы в разноуровневых группах, использованию онлайн-ресурсов при обучении иностранным языкам, а также совместной учебно-познавательной деятельности студентов. На занятиях по практике иностранного языка проводился эксперимент, в котором участвовало 63 человека, с целью сравнения двух способов выравнивающего обучения: с помощью онлайн-ресурсов и посредством групповой работы с применением наставничества. В контрольной группе в течение эксперимента студенты индивидуально выполняли домашние задания по трем аспектам практики иностранного языка (монологической речи, чтению и грамматике), которые проверялись на аудиторном занятии во фронтальном режиме. В экспериментальной группе № 1 те же самые домашние задания выполнялись на дистанционной платформе в малых группах под руководством студента-наставника. В экспериментальной группе № 2 студенты выполняли домашние задания с применением онлайн-ресурсов, соответствующих их уровню языковой подготовки.
Результаты исследования. При сравнении результатов диагностического и финального занятий оказалось, что групповая организация с применением наставничества способствует более эффективному усвоению материала при выравнивающем обучении студентов лингвистических направлений. Суммарный показатель в ЭГ № 1, в которой задания выполнялись в командах, вырос на 14,7 % больше, чем в КГ, где единые для всех задания выполнялись индивидуально и проверялись во фронтальном режиме, и на 8,6 % больше, чем в ЭГ № 2, где студенты автономно выполняли индивидуализированные задания. Это объясняется тем, что при работе в малых группах каждый учащийся имеет возможность посвятить больше времени совершенствованию своих языковых навыков, поскольку повышается егостепень вовлеченности в выполнение задания. Подготовка домашних заданий с применением индивидуализированных онлайн-ресурсов способствовала выравнивающему обучению в меньшей мере, чем групповая работа. Результаты финального занятия иллюстрируют, что в ЭГ № 1 наблюдается наименьший разрыв (13 баллов) между максимальным и минимальным показателями. Это указывает на то, что групповая работа и наставничество в наибольшей степени помогают преодолеть разрыв между уровнями подготовки отдельных учащихся. В ЭГ № 2 разрыв между максимальным и минимальным показателями был намного значительнее и составлял 24 балла. Настолько значительное различие объясняется тем, что студенты с недостаточным уровнем владения иностранным языком автономно выполняли задание, не имея возможности совершенствовать свои иноязычные навыки в процессе общения с другими учащимися.
Выводы. Результаты эксперимента позволяют прийти к выводу, что наилучшим способом выравнивающего обучения является комбинирование использования онлайн-ресурсов с работой в малых командах с применением наставничества.
Ключевые слова
Об авторе
А. И. ДашкинаРоссия
Дашкина Александра Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы лингводидактики и перевода
195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
Список литературы
1. Забродина О.М. Выравнивающе-развивающая методика обучения информационным технологиям в курсе информатики в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 6 (30). С. 91-94. https://elibrary.ru/khnrzh
2. Балакирева Л.В. Применение дифференцированного подхода при обучении иностранных студентов русскому языку в неязыковом вузе // Культурология, искусствоведение и филология: актуальные вопросы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2021. С. 100-103. https://elibrary.ru/klquzd
3. Землянская Н.В. Об использовании индивидуальных образовательных траекторий при обучении иностранному языку студентов с низким уровнем обученности (первого курса неязыковых факультетов) // Вестник Костромского государственного университета. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 1. С. 79-83. https://elibrary.ru/muqirb
4. Вдовина С.А., Кунгурова И.М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Вестник Евразийской науки. 2013. № 6 (19). С. 1-8. https://elibrary.ru/sakscb
5. Ряпина Н.Е. Особенности обучения иностранному языку в разноуровневых группах // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 12-2 (78). С. 178-181. https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.78.12.074, https://elibrary.ru/ysukqx
6. Классен Е.В., Одегова О.В. Разноуровневое обучение иностранному языку в высшей школе // Вопросы методики преподавания в вузе. 2019. Т. 8. № 30. С. 8-19. https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN2227-8591.30.01, https://elibrary.ru/erarwc
7. Волкова В.В. Процесс обучения иностранному языку в разноуровневых группах // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2016. № 47. С. 233-235. https://elibrary.ru/wcazkf
8. Сысоев П.В. Направления информатизации лингвистического образования на современном этапе // Язык и культура. 2015. № 1 (29). С. 156-168. https://doi.org/10.17223/19996195/29/17, https://elibrary.ru/trubtd
9. Подлуцкая В.В. Преимущества использования онлайн-ресурсов в обучении иностранным языкам // Актуальные проблемы бизнес-образования: материалы 17 Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2018. С. 178-181. https://elibrary.ru/osnoxr
10. Бузунова Н.А., Зудаева В.В. Актуальность применения интернет-ресурсов при обучении иностранным языкам // Правовестник. 2019. № 6 (17). С. 2-7. https://elibrary.ru/jkndxm
11. Тимофеева Е.В., Кайль Ю.А. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 2-2 (82). С. 77-80. https://doi.org/10.14258/izvasu(2014)2.2-13, https://elibrary.ru/tejxvd
12. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетентность преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий // Язык и культура. 2014. № 1 (25). С. 160-167. https://elibrary.ru/rzrkup
13. Плеханова М.В. Практика применения принципа активизации в обучении иноязычному общению студентов неязыковых направлений // Вопросы методики преподавания в вузе. 2024. Т. 13. № 4. С.102-118. https://doi.org/10.57769/2227-8591.13.4.07, https://elibrary.ru/ewopuf
14. Яценко Д.А. Условия эффективного использования групповых методов в практике обучения студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и Педагогика. 2009. № 1. С. 76-80. https://elibrary.ru/jybfsh
15. Дашкина А.И. Формирование иноязычной письменно-речевой компетенции студентов лингвистических направлений в условиях обучения в сотрудничестве // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 5. С. 1229-1245. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1229-1245, https://elibrary.ru/rppyvx
16. Rao P.S. Collaborative learning in English language classrooms // South Asian Academic Research Journal. 2019. Vol. 9. № 2. P. 5-16. https://doi.org/10.5958/2249-7137.2019.00020.X
17. Шиян Г.А. Активные методы обучения в школе как инструмент реализации деятельностного подхода // Образовательная среда сегодня: теория и практика: сб. материалов 10 Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2019. С. 39-42. https://doi.org/10.21661/r-508099, https://elibrary.ru/urpfjc
18. Дашкина А.И. Командная работа по подготовке иноязычного описания художественного изображения как средство формирования связи между языковым и дискурсивным компонентами иноязычной коммуникативной компетенции // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 73-88. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-73-88, https://elibrary.ru/acjarx
19. Laal M., Laal M. Collaborative learning: what is it? // Procedia – Social and Behavioral. 2012. Vol. 31. P. 491-495. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.12.092
20. Нарзиева И.З. Групповая форма работы на уроках английского языка // Вестник науки и образования. 2021. № 2-1 (105). С. 61-63. https://elibrary.ru/orjhxz
21. Канцур А.Г., Захарова А.В. Организация групповой работы при дифференцированном обучении на уроке английского языка в основной школе // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2022. № 18. С. 110-119. https://elibrary.ru/qjjrli
22. Gaumer R., Tantong K. The Effectiveness of Collaborative Learning in International University EFL Students // International Conference in Innovation and Education for Sustainable Human Resource Development. 2022. P. 157-165.
Рецензия
Для цитирования:
Дашкина А.И. Применение онлайн-ресурсов и наставничества на занятиях по практике английского языка для выравнивающего обучения студентов лингвистических направлений в разноуровневых группах. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(2):299-320. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-299-320
For citation:
Dashkina A.I. Applying online resources and peer guidance in EFL practice classes as means of leveling training in multi-level groups of students majoring in linguistics. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(2):299-320. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-299-320