Матрица технических решений на базе искусственного интеллекта в профессиональной подготовке будущих юристов
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-336-351
Аннотация
Актуальность. Современный этап технологического развития общества характеризуется интенсивной интеграцией технологий искусственного интеллекта (ИИ) в профессиональные сферы. Технические решения на базе ИИ позволяют автоматизировать некоторые рутинные процессы и высвободить время для решения человеком других более важных и сложных вопросов. Постепенно взаимодействие специалистов с инструментами ИИ для решения профессиональных задач становится повседневной практикой. В этой связи подготовка квалифицированных кадров в вузе к реалиям сегодняшнего дня невозможна без интеграции в процесс обучения студентов профессионально ориентированных инструментов ИИ. Юриспруденция выступает одной из сфер деятельности, в которой современные технологии ИИ способны взять на себя решение многих профессиональных задач. Вместе с тем системная интеграция технических решений на основе ИИ в процесс подготовки студентов-юристов в вузе невозможна без комплексного изучения всей палитры инструментов ИИ и их профессионально ориентированного потенциала. Цель исследования – разработать матрицу технических решений на базе ИИ, используемых в профессиональной подготовке будущих юристов.
Материалы и методы. Исследование проводилось на основе метода экспертной оценки. Это позволило авторам: а) выделить перечень профессиональных задач, решаемых юристами в сфере профессиональной деятельности; б) на основе выделенных задач разработать матрицу технических решений на базе ИИ, используемых в профессиональной подготовке будущих юристов. Материалами выступили научные работы по педагогике, методике обучения иностранным языкам и профильным дисциплинам, опубликованные в научных журналах, индексируемых в МНБ (Scopus и Web of Science), а также входящие в перечень ВАК РФ (К1, К2), ФГОС ВО по направлению подготовки «Юриспруденция». В качестве практических материалов были использованы широко распространенные среди действующих юристов инструменты ИИ, используемые ими в профессиональной деятельности для решения профессиональных задач.
Результаты исследования. Разработана матрица технических решений на базе ИИ, используемых в профессиональной подготовке будущих юристов. Матрица представлена по двенадцати профессиональным задачам, решаемым юристами в ходе своей профессиональ-ной деятельности. В качестве основных и наиболее доступных для преподавателей профильных дисциплин технических решений на базе ИИ, способных помочь юристам в решении профессиональных задач, выступают следующие инструменты: Legal AI, Legal Document Generator и DocZilla AI используются для составления договоров (аренды, куплипродажи, трудовых соглашений и т. п.), DocZilla AI и Genie AI – для анализа и сравнения редакций документов, Mistral AI и LexisNexis – для проверки документов на ошибки и противоречия, ROSS Intelligence и WestLaw – для поиска релевантных судебных решений и анализа прецедентов, TrademarkVision и PatentPal – для поиска сходных товарных знаков, Perplexity AI – для анализа лицензионных соглашений, Legalese Decoder, ChatGPT, YandexGPT, GigaChat и DeepSeek – для упрощения юридических терминов для клиентов (коллег, студентов), Canva и MidJourney – для визуализации процессов (например, судебных заседаний), LegalAI и Jasper AI – для консультации по юридическим вопросам, Perplexity AI, ChatGPT, YandexGPT, GigaChat и DeepSeek – для математических расчетов (налогов, страховых выплат и т. п.), MidJourney – для создания изображений подозреваемых, Legalese Decoder и Mistral AI – для проведения экспертиз (почерковедческих, баллистических и т. п.).
Выводы. Новизна исследования состоит в разработке матрицы технических решений на базе ИИ, используемых в профессиональной подготовке будущих юристов. Перспективность проведенного исследования заключается в разработке поэтапных методик обучения аспектам профильных дисциплин на основе практики студентов с конкретными техническими решениями на базе ИИ.
Об авторах
П. В. СысоевРоссия
Сысоев Павел Викторович, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Научного центра Российской академии образования; профессор кафедры иноязычного образования
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1
Scopus Author ID: 8419258800
ResearcherID: I-6136-2016
М. В. Гаврилов
Россия
Гаврилов Максим Владимирович, преподаватель кафедры лингвистики и лингводидактики
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
С. Ю. Булочников
Россия
Булочников Станислав Юрьевич, научный сотрудник лаборатории языкового поликультурного образования
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угрозы или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 9-22. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22, https://elibrary.ru/tzhihu
2. Роберт И.В. Реализация возможностей искусственного интеллекта в образовании // Пространство педагогических исследований. 2024. № 1 (1). С. 60-75. https://doi.org/10.23859/3034-1760.2024.77.66.004, https://elibrary.ru/neeext
3. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9-33. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33, https://elibrary.ru/tzytkm
4. Казакова Е.И., Кузьминов Я.И. Мы должны воспитать культуру критического отношения к ответам искусственного интеллекта // Вопросы образования. 2025. № 1. С. 8-24. https://doi.org/10.17323/vo2025-25882, https://elibrary.ru/fmenzj
5. Cotton D.R.E., Cotton P.A., Shipway J.R. Chatting and cheating: Ensuring academic integrity in the era of ChatGPT // Innovations in Education and Teaching International. 2023. P. 1-12. https://doi.org/10.1080/14703297.2023.2190148
6. Сысоев П.В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусствен-ным интеллектом // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 31-53. https://doi.org/10.1080/14703297.2023.2190148, https://elibrary.ru/vtaiuo
7. Евстигнеев М.Н. Учебная автономия в контексте развития и распространения технологий искусственного интеллекта в языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 13-21. https://elibrary.ru/artmrn
8. Сысоев П.В. Персонализированное обучение на основе технологий искусственного интеллекта: насколько готовы современные студенты к новым возможностям получения образования // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 2. С. 51-71. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-2-51-71, https://elibrary.ru/weagvq
9. Титова С.В., Темурян К.Т. Интеллектуальная система обучения иностранным языкам: типы, структура, принципы проектирования // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 25-32. https://elibrary.ru/svcmqy
10. Сысоев П.В., Филатов Е.М. ChatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 276-301. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-276-301, https://elibrary.ru/sphxkz
11. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование технологий искусственного интеллекта в исследовательской работе студентов // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2025. Т. 28. № 1. С. 85-101. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-28-1-6, https://elibrary.ru/aynwsu
12. Михалева О.В. Искусственный интеллект в системе современного образования: перспективы и риски // Педагогическая информатика. 2024. № 2. С. 193-199. https://elibrary.ru/diegma
13. Hendrycks D., Mazeika M., Woodside T. An Overview of Catastrophic AI Risks. 2023. 54 p. https://doi.org/10.48550/arXiv.2306.12001
14. Итинсон К.С. Информатизация медицинского образования: системы искусственного интеллекта в обучении студентов и врачей // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 91-93. https://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0903-0021, https://elibrary.ru/jfcjma
15. Chan K., Zary N. Applications and challenges of implementing artificial intelligence in medical education: integrative review // JMIR Medical Education. 2019. Vol. 5. № 1. Art. 13930. https://doi.org/10.2196/13930
16. Zhang W., Cai M., Lee H., Evans R., Zhu C., Ming C. AI in medical education: global situation, effects and challenges // Education and Information Technologies. 2024. Vol. 29. P. 4611-4633. https://doi.org/10.1007/s10639-023-12009-8, https://elibrary.ru/rdfanm
17. Waisberg N., Hudek A. AI for Lawyers: How Artificial Intelligence is Adding Value, Amplifying Expertise, and Transforming Careers. Hoboken: Wiley, 2021. 208 p.
18. Сысоев П.В., Харин В.В., Гаврилов М.В. Методика обучения студентов-юристов составлению международных правовых документов на основе инструментов искусственного интеллекта в рамках интегрированного курса // Язык и культура. 2024. № 67. С. 272-289. https://doi.org/10.17223/19996195/67/15, https://elibrary.ru/rfqxpk
19. Алейникова Д.В. Особенности обучения студентов-юристов аргументативному дискурсу в условиях цифровизации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. № 2 (843). С. 14-19. https://doi.org/10.52070/2500-3488_2022_2_843_14, https://elibrary.ru/lzbest
20. Левин Б.А., Пискунов А.А., Поляков В.Ю., Савин А.В. Искусственный интеллект в инженерном образовании // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 79-95. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-7-79-95, https://elibrary.ru/kcnapj
21. Паршина К.В., Салтыкова Г.М. Современные технологии в обучении студентов направления подготовки «Дизайн» // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 1-1. С. 263-270. https://doi.org/10.34670/AR.2021.47.77.032, https://elibrary.ru/scqdmg
22. Харламенко И.В. Дополненная реальность в обучении лексике на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 27-32. https://elibrary.ru/xlqhly
23. Клочихин В.В. Этапы формирования коллокационной компетенции студентов на основе лингвистического корпуса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 186. С. 14-24. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-14-24, https://elibrary.ru/mqddog
24. Клочихин В.В., Поляков О.Г. Технологии искусственного интеллекта: инструменты корпусного анализа в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 24-30. https://elibrary.ru/bdttfe
25. Сысоев П.В., Ивченко М.И. Формирование иноязычных фонетических навыков речи обучающихся на основе инструментов искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2025. № 2. С. 600-614. https://doi.org/10.32744/pse.2025.2.38, https://elibrary.ru/jrddjj
26. Ивченко М.И., Поляков О.Г. Использование инструмента искусственного интеллекта ELSA Speak в обучении произношению // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 54-58. https://elibrary.ru/zrvafq
27. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика обучения студентов написанию иноязычных творческих работ на основе оценочной обратной связи от искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 115-135. https://doi.org/10.32744/pse.2024.1.6, https://elibrary.ru/tmstly
28. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Хмаренко Н.И., Мурунов С.С. Преподаватель vs искусственный интеллект: сравнение качества предоставляемой преподавателем и генеративным искусственным интеллектом обратной связи при оценке письменных творческих работ студентов // Перспективы науки и образования. 2024. № 5 (71). С. 694-712. https://doi.org/10.32744/pse.2024.5.41, https://elibrary.ru/xzgvgm
29. Коренев А.А. Стратегии использования искусственного интеллекта для предоставления письменной обратной связи в обучении иностранному языку // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27. № 2. С. 68-77. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-5, https://elibrary.ru/hizddu
30. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика развития иноязычных речевых умений студентов на основе практики с чат-ботом // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 201-218. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.13, https://elibrary.ru/fjyhew
31. Сорокин Д.О. Использование голосовых помощников для развития устных иноязычных речевых умений обучающихся // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 73-77. https://elibrary.ru/rfmsmk
32. Сорокин Д.О. Использование веб-приложения Character.AI для развития умений иноязычного речевого взаимодействия обучающихся // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 59-65. https://elibrary.ru/kpckof
33. Филатов Е.М. Развитие у студентов умений иноязычной коммуникативной деятельности на основе веб-приложения character. ai // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 5. С. 1248-1260. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1248-1260, https://elibrary.ru/ncusck
34. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Евстигнеев М.Н., Поляков О.Г., Евстигнеева И.А., Сорокин Д.О. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 559-588. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588, https://elibrary.ru/jazkme
35. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Обратная связь в обучении иностранному языку: от информационных технологий к искусственному интеллекту // Язык и культура. 2024. № 65. С. 242-261. https://doi.org/10.17223/19996195/65/11, https://elibrary.ru/plzyov
36. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Интеграция технологий искусственного интеллекта в лингвометодическую подготовку будущих учителей иностранного языка // Язык и культура. 2025. № 69. С. 204- 219. https://doi.org/10.17223/19996195/69/10, https://elibrary.ru/guzvbi.
Рецензия
Для цитирования:
Сысоев П.В., Гаврилов М.В., Булочников С.Ю. Матрица технических решений на базе искусственного интеллекта в профессиональной подготовке будущих юристов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(2):336-351. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-336-351
For citation:
Sysoyev P.V., Gavrilov M.V., Bulochnikov S.Yu. Matrix of technical solutions based on artificial intelligence in the professional training of future lawyers. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(2):336-351. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-336-351