Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Эмоционально-смысловой подход в обучении магистрантов английскому языку: теоретические основы и практическое применение

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-364-375

Аннотация

Актуальность. Современная академическая среда предъявляет высокие требования к магистрантам, в том числе к владению английским языком как инструментом научного общения, публикаций и взаимодействия с международным сообществом. Однако традиционные методы изучения языка, основанные на заучивании правил и лексики, часто оказываются неэффективными для взрослых обучающихся, чьи когнитивные и эмоциональные особенности требуют иного подхода. В этом контексте метод Шехтера, основанный на эмоционально-смысловом подходе, представляет собой перспективный инструмент для обучения магистрантов английскому языку. Цель исследования – определение эффективности применения метода Шехтера в обучении взрослых английскому языку.

Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы, сопоставительный анализ подходов к обучению взрослых, статистическая обработка полученных данных позволили сделать вывод об эффективности и результативности эмоционально-смыслового подхода.

Результаты исследования. Выявлено, что в процессе обучения магистрантов английскому языку по методу Шехтера необходимо активно вовлекать обучающихся в образовательный процесс, опираясь на их опыт и уже имеющиеся навыки и умения. Определено, что задания на развитие навыков диалогической речи должны включать в себя эмоциональный компонент и иметь практическую направленность, что позволит сделать их обучение осмысленным и мотивированным. Предложен проект занятий для магистрантов направлений подготовки 43.04.03 «Гостиничное дело», организованных в виде интенсивных циклов, проводимых в три этапа.

Выводы. Эмоционально-смысловой подход в образовательной практике подготовки магистрантов представляет собой интегрированный метод обучения взрослых, учитывающий их психосоциальные характеристики и опирающийся на ключевые принципы андрагогики. Благодаря сочетанию когнитивных и эмоциональных компонентов образовательного процесса данный подход способствует преодолению психологических барьеров, характерных для взрослых обучающихся, а акцент на значимости и практическом применении обучения создает условия для осмысленного и эффективного использования языка в реальных жизненных ситуациях, тем самым повышая результативность и мотивацию образовательной деятельности.

Об авторах

Е. Б. Володарская
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Россия

Володарская Елена Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы лингвистики и педагогики

195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

Scopus Author ID: 57210917091

ResearcherID: AAH-1385-2020



А. О. Загоруйко
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Россия

Загоруйко Анна Олеговна, ассистент, Высшая школа лингвистики и педагогики

195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

ResearcherID: MSW-1010-2025



О. В. Федорова
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет»
Россия

Федорова Олеся Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки и речевая коммуникация

414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 16

Scopus Author ID: 626418

ResearcherID: JTV-0612-2023



Список литературы

1. Шакирова К.Э., Урманова Л.Э. Эмоционально-смысловой метод преподавания английского языка в техническом вузе // Новые технологии в учебном процессе и производстве: материалы 21 Междунар. науч.-техн. конф., посвящ. 35-летию полета орбитального корабля-ракетоплана многоразовой транспортной космической системы «Буран». Рязань, 2023. С. 573-574. https://elibrary.ru/vamftm

2. Ефанова О.А., Сиротинина Н.Т. Эмоционально-смысловой метод преподавания иностранных языков // Язык в сфере профессиональной коммуникации: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Орел, 2020. С. 126-132. https://elibrary.ru/oauhlt

3. Карташова В.Н., Кокорина В.В. Манипулятивная педагогика и интенсивное обучение иностранным языкам // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2021. № 2 (54). С. 65-71. https://elibrary.ru/drmxmy

4. Попова Н.В. Профессионально-ориентированный учебник по иностранному языку нового поколения как отражение цифровизации системы образования // Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: динамика и трансформации: сб. науч. ст. по итогам Межвузов. науч.-практ. конф. Одинцово, 2024. С. 102-106. https://elibrary.ru/xuvxth

5. Spiridonova N., Fersman N., Akupova V. Current trends in the development of interactive methods in teaching foreign languages // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. St. Petersburg, 2020. Art. 012137. https://doi.org/10.1088/1757-899X/940/1/012137, https://elibrary.ru/urbiop

6. Володарская Е.Б., Гришина А.С., Печинская Л.И. Специфика формирования лексических навыков студентов технического вуза при изучении английского языка в цифровой образовательной среде (напримере СПбПУ) // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11-1. С. 125-129. https://doi.org/10.17513/snt.38350, https://elibrary.ru/peinnj

7. Абакумова М.В., Иванова Е.А., Полякова М.В. Сравнительный анализ применения различных моделей смешанного обучения иностранному языку студентов экономических направлений // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 12-2. С. 270-275. https://doi.org/10.17513/snt.39893, https://elibrary.ru/qpyseu

8. Одинокая М.А., Рубцова А.В., Еремин Ю.В. Модель креативно-ориентированного обучения устному профессиональному общению на иностранном языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024. № 3. С. 1-14. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11028, https://elibrary.ru/cvrhgg

9. Полякова М.В. Возможности реализации различных моделей смешанного обучения при преподавании иностранного языка в неязыковом вузе // Лингводидактика и лингвистика в вузе: традиционные и инновационные подходы: сб. науч. ст. по материалам 4 Междунар. науч.-практ. конф. Ярославль, 2022. С. 229-234. https://elibrary.ru/kqcwtu

10. Гальскова Н.Д. Методологическая функция лингводидактики: содержание и условия реализации // Новая лингводидактика: сб. ст. по материалам науч.-метод. симпозиума «Неолингводидактика как веление времени: цель, принципы, стратегии обучения и векторы развития» (Лемпертовские чтения – XXV). Пятигорск, 2023. С. 18-34. https://elibrary.ru/zboxsl

11. Гальскова Н.Д., Коряковцева Н.Ф., Гусейнова И.А. Современная лингводидактика. Москва: КноРус, 2024. 216 с. https://elibrary.ru/tkxzoo

12. Попова Н.В. Междисциплинарный подход к обучению иностранному языку в многопрофильном вузе. Санкт-Петербург, 2022. 111 с. https://elibrary.ru/wiwlpt

13. Вонтова Н.Е., Землинская Т.Е. Дискуссионный клуб как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов вузов // Современное педагогическое образование. 2021. № 4. С. 289-293. https://elibrary.ru/hsztui.


Рецензия

Для цитирования:


Володарская Е.Б., Загоруйко А.О., Федорова О.В. Эмоционально-смысловой подход в обучении магистрантов английскому языку: теоретические основы и практическое применение. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(2):364-375. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-364-375

For citation:


Volodarskaya E.B., Zagoruiko A.O., Fedorova O.V. Emotional-semantic approach in teaching English to graduate students: theoretical foundations and practical application. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(2):364-375. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-364-375

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)