Динамика функциональных показателей организма студентов с ОВЗ в ходе реализации технологии развития потенциала здоровья
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-450-461
Аннотация
Актуальность. Проблема эффективности содержательного наполнения занятий со студентами, относящимися к специальной медицинской группе, остро стоит в вузовской среде. Она связана, прежде всего, с наличием различных заболеваний у данной категории студенческой молодежи и необходимостью использования универсальной оздоровительной технологии, корректно реализуемой среди участников специальных медицинских групп, имеющих различные диагнозы и степень заболеваемости. Актуальность данного исследования связана с необходимостью получения экспериментальных данных о динамике функциональных показателей организма студентов с ОВЗ в ходе реализации технологии развития потенциала здоровья исследуемого контингента. Цель исследования – определение динамики состояний ресурсного компонента потенциала здоровья студентов специальной медицинской группы по окончании формирующего этапа педагогического эксперимента, реализующего технологию развития потенциала здоровья студенток с ОВЗ средствами восточных оздоровительных методик, аквагимнастики и различных видов оздоровительной ходьбы.
Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; функциональные пробы. Использовались следующие расчетные показатели: коэффициент выносливости по Л.И. Мызникову; коэффициент эффективности кровообращения; индекс эффективности кровообращения по Г.К. Хомякову, Л.Г. Цукер; индекс Робинсона; индекс Кердо. В исследовании приняли участие 34 студента Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, имеющие отклонения в состоянии здоровья.
Результаты исследования. Эффективность технологии развития потенциала здоровья студентов с ОВЗ с использованием средств восточных оздоровительных методик, аквагимнастики и различных видов оздоровительной ходьбы подтверждена показателями, свидетельствующими о снижении средних значений частоты сердечных сокращений, систолического, диастолического и пульсового давления соответственно в каждой исследуемой группе; ростом ЖЕЛ у студентов всех групп заболеваний, а также на основании положительной динамики показателей ортостатической пробы достоверно выявлено влияние физкультурнооздоровительных занятий на улучшение качества функциональной реактивности регуляторных механизмов гемодинамики вегетативной нервной системы студентов, принявших участие в эксперименте.
Выводы. Результаты исследования позволили получить экспериментальное обоснование содержательной части разработанной технологии, а методы математической статистики – статистически аргументировать результаты применения технологии развития потенциала здоровья студентов с ОВЗ, занимающихся в специальных медицинских группах.
Об авторе
Пань ЛиРоссия
Ли Пань, научный сотрудник кафедры оздоровительной и адаптивной физической культуры
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Ли Пань. О необходимости совершенствования форм занятий адаптивной физической культурой в вузе со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 6. С. 1726-1734. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1726-1734, https://elibrary.ru/frztea
2. Гусева Н.Л. Оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2007. № 3. С. 7-8. https://elibrary.ru/mziqxf
3. Бородулина О.В. Методика физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп // Адаптивная физическая культура. 2015. № 1 (61). С. 53-56. https://elibrary.ru/tjselx
4. Каленик Е.Н., Купцов И.М., Донина О.И. Влияние учебного процесса на социальное здоровье и физическое состояние студентов с ограниченными возможностями здоровья // Адаптивная физическая культура. 2017. № 3 (71). С. 45-49. https://elibrary.ru/zgdjlz
5. Глазкова Г.Б., Шакирова Ю.В., Столяр Л.М., Щербина Ф.А., Щербина А.Ф. Моделирование системы инклюзивного физического воспитания в вузе // Теория и практика физической культуры. 2019. № 10. С. 47-49. https://elibrary.ru/pppczd
6. Абраменко М.Н. Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп с использованием интерактивного учебного пособия для самостоятельной работы // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 2 (156). С. 9-12. https://elibrary.ru/yrurtb
7. Бакланова Е.С., Захарова Л.С., Пономарева Е.Е., Балашова Е.П., Калюжный Е.А. Анализ физиологических показателей современных студентов и оценка уровня физического здоровья // Современные подходы к оптимизации процесса физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровления населения: материалы 21 Междунар. науч.-практ. конф. Нижний Новгород, 2022. С. 398-404. https://elibrary.ru/abzwlk
8. Минка И.Н. Методы регистрации и оценивания функционального состояния организма спортсменов. Комсомольск-на-Амуре, Саратов, 2019. 122 с. https://doi.org/10.23682/85821
9. Голубятникова М.В., Яковлева В.Н., Макарова Л.Н., Агеева М.В. Влияние физических упражнений на показатели коэффициента здоровья, физическую подготовленность, физическое состояние и работоспособность студентов в процессе занятий физической культурой // Спортивная медицина: наука и практика. 2017. Т. 7. № 3. С. 14-21. https://doi.org/10.17238/ISSN2223-2524.2017.3.14, https://elibrary.ru/zuqreh
10. Тулякова О.В. Комплексный контроль в физической культуре. Саратов; Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2024. 106 c. https://doi.org/10.23682/141343
11. Козлов А.В., Каткова А.М., Козлова М.А. Влияние унифицированной методики преподавания физической культуры с применением спортивных настольных игр на функциональное состояние организма студентов специальной медицинской группы // Siberian journal of life science and agriculture. 2020. Т. 12. № 3. С. 80-93. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2020-12-3-80-93, https://elibrary.ru/tkxvjk
12. Милашечкина Е.А., Джандарова Т.И., Погорелова О.В. Влияние дополнительных занятий оздоровительной физической культурой на адаптационные возможности студенток, имеющих заболевания суставов воспалительного характера // Теория и практика физической культуры. 2020. № 1. С. 63-65. https://elibrary.ru/igjawo
13. Ведерникова Е.В., Морозова М.А., Ковязина Г.В., Макаров А.В. Влияние физической рекреации студентов с инвалидностью на показатели их психофизиологического статуса // Теория и практика физической культуры. 2023. № 1. С. 57-60. https://elibrary.ru/vyltrw
14. Бондин В.И., Мареев А.Е., Пономарев А.Е., Пономарева И.А. Индивидуализация оздоровительных программ по физическому воспитанию студентов. Ростов-на-Дону, 2021. 172 с. https://elibrary.ru/nynffu
15. Коданева Л.Н., Кетлерова Е.С. Динамический контроль нагрузки в процессе занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы // Человек. Спорт. Медицина. 2020. Т. 20. С. 125-131. https://doi.org/10.14529/hsm200215, https://elibrary.ru/yodobs.
Рецензия
Для цитирования:
Ли П. Динамика функциональных показателей организма студентов с ОВЗ в ходе реализации технологии развития потенциала здоровья. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(2):450-461. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-450-461
For citation:
Li P. Dynamics of vital signs of students with disabilities in implementation of the technology of health potential development. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(2):450-461. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-450-461