Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Межпрограммная преемственность в системе духовно-нравственного воспитания: педагогическая логика возрастного развития

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-917-933

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена проблемой фрагментарности и отсутствия преемственности в программах духовно-нравственного воспитания, особенно в воскресных школах, что снижает их эффективность. Существует дефицит исследований, сочетающих теоретическое обоснование с практическим инструментарием и эмпирической проверкой.

Материалы и методы. Исследование проводилось в формате лонгитюда («до-после») в течение двух учебных лет. В нем участвовали 384 воспитанника воскресных школ Удмуртской Республики (6–16 лет), распределённые в экспериментальную и контрольную группы. Оценка эффективности четырёх авторских программ проводилась по четырём критериям (когнитивный, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный, поведенческий) с использованием валидизированного диагностического инструментария (тесты, наблюдение, экспертные оценки). Для анализа данных применялись методы математической статистики (критерий χ², t-тест Стьюдента).

Результаты исследования. Выявлена статистически значимая положительная динамика по всем критериям в экспериментальной группе (p <0.01) при отсутствии таковой в контрольной. Наиболее выраженный рост наблюдался в мотивационно-ценностной (до 48.9%) и поведенческой (до 54.4%) сферах у подростков 12–14 лет. Результаты подтверждают, что реализация модели межпрограммной преемственности обеспечивает поступательное развитие ценностного сознания и закрепление нравственно ориентированного поведения как личностной черты.

Выводы. Разработанная модель межпрограммной преемственности является эффективным механизмом обеспечения целостного духовно-нравственного развития. Практическая значимость работы заключается в возможности применения модели и диагностического инструментария для планирования воспитательной работы и подготовки педагогов. Перспективы дальнейших исследований связаны с адаптацией модели для светских образовательных контекстов и расширением географии выборки.

Об авторе

М. А. Санников
АНО ДПО «Институт развития образования им. К.Д. Ушинского»
Россия

Санников Максим Алексеевич, иерей, ректор

426052, г. Ижевск, ул. Балезинская, 80 

ResearcherID: C-8399-2019



Список литературы

1. Слободчиков В. И., Остапенко А. А. Воспитание человеческого в человеке... Механический конструктор или органическая система? // Народное образование. 2021. № 6(1489). С. 26-39. https://elibrary.ru/cjeygd

2. Абрамов С. И. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях летнего детского лагеря: из опыта педагогической деятельности студентов кафедры педагогики ПСТГУ // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2022. № 66. С. 56-66. https://doi.org/10.15382/sturIV202266.56-66. https://elibrary.ru/usjutk

3. Попова Н. А. Школа - центр преемственности по духовно-нравственному воспитанию дошкольной и начальной ступени образования на основе православной культуры // Межрегиональные Пименовские чтения. 2020. № 17. С. 365-369, https://elibrary.ru/oqbgrn

4. Zhiyenbayeva N. B., Abdrakhmanova, R. B., Abdrakhmanov, A. E., Tapalova, O. B., Kassenova, S., & Uaidullakyzy, E. (2014). Experimental study of students’ spiritual-moral development. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 131, Pp. 465–469. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.04.149

5. Назаренко-Матвеева Т. М., Нечаев М. П., Орешкина А. К. Матрица ценностей как инструмент управления духовно-нравственным развитием и воспитанием обучающихся // Вестник РМАТ. 2023. № 4. С. 55-64. https://elibrary.ru/jsedek

6. Коковина Л. Н., Марченко Л. А. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в православной воскресной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 85-4. С. 185-188. https://elibrary.ru/zdzyoo

7. Сапожникова, А. Г. Основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников в Забайкальской православной гимназии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28, № 5. С. 1111-1120. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-1111-1120, https://elibrary.ru/dootun

8. Дивногорцева С. Ю. Ценности как ядро духовнонравственного воспитания личности: от исследований в педагогике до нормативной документации и практики реализации // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2024. № 74. С. 52-64. https://doi.org/10.15382/sturIV202474.52-64, https://elibrary.ru/odrcsc

9. Petrova-Gjorgjeva E. (2010). Democratic society and moral education. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2(2), Pp. 5635–5640. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.03.919

10. Бездухов В. П., Носков И. А. О смысле и цели воспитания // Мир образования – образование в мире. 2021. № 4(84). С. 62-72. https://doi.org/10.51944/2073-8536_2021_4_62, https://elibrary.ru/epprhk

11. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. – Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 360 с.

12. Котляков В. Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-1(54). С. 148-153. https://elibrary.ru/qbfavv

13. Люшер М. Цветовой тест Люшера. – Москва : Эксмо, 2004. – 190 с. – https://elibrary.ru/qxjojn

14. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб, 2001. – 752 с.

15. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. – М. : Фолиум, 1993. – 64 с.

16. Психологические тесты : в 2 томах. Т. 1 / под ред. А. А. Карелина. – Москва : ВЛАДОС-Пресс, 2007. – 311 с.

17. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань : Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.

18. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. – Москва: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.

19. Волков А. А., Маслова Т. Ф., Джегутанова Н. И. Факторы формирования духовно-нравственных ценностей старших подростков // Гуманизация образования. 2024. № 2. С. 91-104. https://doi.org/10.24412/2541-8734-2024-2-91-104, https://elibrary.ru/lewkis

20. Tan B. P., Naidu N. B. M., & Jamil@Osman Z. (2018). Moral values and good citizens in a multi-ethnic society: A content analysis of moral education textbooks in Malaysia. The Journal of Social Studies Research, 42(2), Pp. 119–134. - https://doi.org/10.1016/j.jssr.2017.05.004

21. Croitoru I., & Munteanu H. (2014). The moral-religious education – a support of self-conscience training. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 116, Pp. 2155–2163. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.536

22. Мантрова М. С. К вопросу духовно-нравственного воспитания младших школьников // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9, № 3(32). С. 51-54. https://doi.org/10.26140/knz4-2020-0903-0012, https://elibrary.ru/vpsxzg

23. Gleeson J., & O'Flaherty J. (2016). The teacher as moral educator: Comparative study of secondary teachers in Catholic schools in Australia and Ireland. Teaching and Teacher Education, 55, Pp. 45–56. https://doi.org/10.1016/j.tate.2015.12.002

24. Шелудяков П. Е. Сущность и проблемы духовно-нравственного воспитания в практике работы православного педагога // Вестник Пензенской духовной семинарии. 2024. № 4(34). С. 67-75. https://elibrary.ru/trehpw

25. Перминова Л. М. Логико-дидактические и психолого-педагогические основания преемственности в системе непрерывного образования // Ценности и смыслы. 2020. № 2(66). С. 99-117. https://doi.org/10.24411/2071-6427-2020-10017, https://elibrary.ru/sgcuej

26. Склярова Н. Ю., Бродовская Е. В. Традиционные российские духовно-нравственные ценности в системе жизненных приоритетов молодежи, получающей педагогическое образование в Российской Федерации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. Т. 13, № 5. С. 6-16. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-5-6-16, https://elibrary.ru/FWMRGA.

27. Kostyukova T. A., Petrova G. I., Sklyarova T. V., & Simakova T. P. (2015). Self-determination of youth and traditional moral values: The role of Russian literature. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 200, Pp. 261–266. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.062


Рецензия

Для цитирования:


Санников М.А. Межпрограммная преемственность в системе духовно-нравственного воспитания: педагогическая логика возрастного развития. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(4):917-933. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-917-933

For citation:


Sannikov M.A. Inter-program continuity in the system of spiritual and moral education: pedagogical logic of age development. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(4):917-933. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-917-933

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)