Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

О междисциплинарном подходе к созданию учебных пособий по английскому языку для магистров международников

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-6-1298-1311

Аннотация

Актуальность. Рассмотрена актуальная тема о междисциплинарных связях в преподавании иностранного языка в вузе. Цель исследования – обоснование концепции профессионально ориентированного учебного пособия по английскому языку для слушателей магистратуры по направлению «Международные отношения», в содержание которого включены информационно-аналитические статьи СМИ и научные статьи политологов.

Материалы и методы. В качестве основных методов использованы: теоретический анализ, интерпретация и синтез существующих подходов к междисциплинарности и к методике преподавания иностранных языков, анализ научных работ в области стилистики и медиалингвистики, контент-анализ учебных пособий для магистрантов международников.

Результаты исследования. Проведен сравнительный анализ рабочих программ по английскому языку и дисциплине специализации и доказывается необходимость корреляции базовых тем дисциплины с программой по английскому языку, реализуемых в Дипломатической академии. С учетом двух периодов обучения в вузе определены критерии отбора текстов для слушателей. Рассмотрены типы медиатекстов СМИ, их типологические черты и обоснована целесообразность включения новостных, информационно-аналитических и текстов-очерков в учебные пособия в зависимости от периода обучения. Рассмотрены типологические черты стиля научной прозы жанра научной статьи. Сделан вывод о важности использования научных статей политологов в пособиях для магистров. На основе изложенной концепции написано и апробировано пособие для слушателей магистратуры.

Выводы. Целесообразно учитывать междисциплинарные связи в пособиях для международников. Полученные результаты имеют прикладное значение для методики преподавания иностранных языков.

Об авторе

Г. Н. Насырова
ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации»
Россия

Насырова Гульнара Наилевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка № 1

119021, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2

РИНЦ AuthorID: 393131



Список литературы

1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Москва, 1955. 416 c.

2. Черкес-Заде Н.М. Межпредметные связи как усовершенствования учебного процесса: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 1968. 23 с.

3. Кутузова Г.И. Междисциплинарные связи в обучении иностранных студентов. Санкт-Петербург, 2008. 376 с.

4. Попова Н.В. Профессионально-ориентированный учебник по иностранному языку нового поколения: междисциплинарный подход. Санкт-Петербург, 2011. 248 с. https://elibrary.ru/qwtzuh

5. Гераскина Н.П. Обсуждаем, дискутируем, переводим и совершенствуем свой английский. Москва: Квант Медиа, 2019. 250 с. https://elibrary.ru/vwbvzz

6. Данилина А.Е., Коробцева Н.Р., Толубеева Е.В. Учитесь читать и обсуждать прессу на английском языке. Москва, 2021. 357 с. https://elibrary.ru/knxpdu

7. Коптелова И.Е., Паневкина Е.И. ISSUES – 2020. Москва, 2021. 40 с.

8. Персикова Т.Н. Составление критического анализа политической статьи. Уровень В2. Москва, 2024. 56 с. URL: https://elib.dipacademy.ru/MegaPro/Download/ToView/1485?idb=books

9. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). Москва, 2005. 288 с. https://elibrary.ru/qrmwdt

10. Бочарова Е., Свиридюк Н., Тараненко О. Английский язык для специалистов в области международных отношений. Москва: Проспект, 2021. 160 с.

11. Куликова О.В. Информационная безопасность. Москва: Аспект Пресс, 2020. 432 с.

12. Осетрова Е.Е., Давлетшина Д.К. Английский язык. Актуальные проблемы международной безопасности: в 2 т. Москва, 2023. Ч. 1. 179 с. https://elibrary.ru/kyvbzv

13. Иванов О.П. Современные концепции международной безопасности. Москва, 2024. 21 c.

14. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. Системогенетический подход // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Ярославль, 2003. С. 95-113.

15. Прихода И.В., Живора Е.В. Критерии отбора аутентичных текстов для формирования готовности будущих переводчиков к профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. 2025. № 2. С. 240-249. https://elibrary.ru/yjqafa

16. Алматова Н.А. К вопросу о подборе текстов для аудирования в преподавании русского как неродного // Инновационная наука. 2015. № 4. С. 75-77. https://elibrary.ru/ttxrmt

17. Карпов Д.А. Культуроведческий подход к обучению коммуникативному чтению учащихся старших классов с углубленным изучением английского языка. Санкт-Петербург, 2009. 24 с. https://elibrary.ru/nkwcpr

18. Рахманова Н.И., Цветаева Е.Н. Критерии отбора текстов при обучении профессиональноориентированному переводу // Научно-теоретический сборник. Москва, 2016. Вып. 28. С. 72-85. https://elibrary.ru/xvorjb

19. Анисимова Е.С., Воробец Л.В. Критерии отбора текстов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Межвузовский сборник научных трудов. Краснодар, 2021. № 26. С. 218-223.

20. Шемет Г.И. Обработка информации на иностранном языке: критерии отбора текстов // Научная жизнь. 2018. Т. 4. № 2 (28). C. 117-120.

21. Воробьева Е.И. Профессионально направленное формирование лингвострановедческой компетенции учителя английского языка (немецкое отделение, 4–5 курсы): автореф. дис. … канд. пед. наук. СанктПетербург, 1999. 212 с. https://elibrary.ru/mcsnfk

22. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. Москва, 2012. 256 с.

23. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. Москва, 2005. 256 с. https://elibrary.ru/qsaogz

24. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. Москва, 2015. 784 с. https://elibrary.ru/gfwfhz

25. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: научный стиль речей. Москва, 1976. 192 с.

26. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе: Некоторые особенности языка современной газетной публицистики. Москва, 1971. 268 с. https://elibrary.ru/dnkkdg

27. Лысакова И.П. Тип газеты и стиль публикации: опыт социолингвистического исследования. Ленинград, 1989. https://elibrary.ru/tkywrr

28. Biber D., Gray B. Challenging stereotypes about academic writing: Complexity, elaboration, explicitness // Journal of English for Academic Purposes. 2010. № 9. P. 2-20.

29. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. Москва, 1958. 462 с.

30. Троянская Е.С. Полевая структура научного стиля и его жанровых разновидностей // Общие и частные проблемы функциональных стилей. Москва: Наука, 2012. С. 16-27.

31. Клушина Н.И. Малыгина Н.Е. Стилистика научной речи и редактирование учебно-методических материалов. Москва, 2018. 73 с.

32. Насырова Г.Н. Английский в международных отношениях: мягкая сила, безопасность и геополитика. Москва, 2025. 88 с. https://elib.dipacademy.ru/MegaPro/Download/ToView/1513?idb=books


Рецензия

Для цитирования:


Насырова Г.Н. О междисциплинарном подходе к созданию учебных пособий по английскому языку для магистров международников. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025;30(6):1298-1311. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-6-1298-1311

For citation:


Nasyrova G.N. On interdisciplinary approach to English training manuals for international masters. Tambov University Review. Series: Humanities. 2025;30(6):1298-1311. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-6-1298-1311

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)