Цифровизация в практической подготовке студентов технических вузов
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1376-1386
Аннотация
Актуальность. Одна из ключевых задач производственной практики – опыт переноса знаний для самостоятельного решения новых задач. Моделирование производственных процессов в виртуальных лабораториях, VR-тренинги, блокчейн – можно рассматривать как технологии, направленные на формирование способности к переносу, анализу, систематизации данных. Цифровизация практической подготовки способна решить проблемы формирования нестандартного мышления, необходимости усиления ответственности обучающихся, зависимости квалификации специалиста от степени владения цифровыми технологиями. Возможности цифровых технологий, интеллектуальных информационных и обучающих систем в фокусе практической подготовки и развития мышления студентов образовали цель исследования.
Материалы и методы. Проведен обзор информационных источников, систематизирован собственный опыт организации практической подготовки. Методом опроса исследованы отношение обучающихся к онлайн-взаимодействию, отношение предприятий к допуску практикантов на производственные объекты. Предложена модель процедуры оценивания и хранения результатов практики.
Результаты исследования. Искусственный интеллект и автоматизация процессов смещают акценты обучения с алгоритмизируемой деятельности (чтение материала, составление плана текста, выборка ключевых идей и т. д.) на развитие специфических нестандартных умений – способности находить нестереотипное оптимальное решение, проводить экспертизу, применять знания в необычных условиях. При этом сокращение объемов предметного материала позволяет уделить больше внимания освоению нерутинных действий, автономии на рабочем месте, развитию проактивного отношения к профессии. Виртуальная модель технологического процесса позволяет в деталях увидеть любой элемент комплекса, при этом оператор VR воспринимает объект и формирует ответ. Анализ пространственного положения и состояния объекта, перенос имеющихся теоретических знаний в конкретную производственную ситуацию, формирование целостного восприятия объектов развивают и мышление, и практические навыки. Оценивание результатов практической подготовки студентов с применением блокчейна повышает оперативность процесса, делает надежной систему хранения данных.
Выводы. Модернизация профессионального образования путем внедрения адаптивных и практико-ориентированных образовательных программ, алгоритмов обучения и оценивания на основе решений искусственного интеллекта обеспечит эффективную цифровую подготовку кадров.
Об авторах
З. Р. ТушаковаРоссия
Тушакова Зиля Рифатовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры электроэнергетики, Тюменский индустриальный университет, Тобольский индустриальный институт, филиал
г. Тобольск
Е. С. Чижикова
Россия
Чижикова Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры электроэнергетики, Тюменский индустриальный университет, Тобольский индустриальный институт, филиал
г. Тобольск
Список литературы
1. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: НИУ Высш. шк. экономики, 2019. 344 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5, https://elibrary.ru/anygho
2. Минин С. Чужие ошибки: как избежать провала цифровой трансформации бизнеса. 2018. 19 июня. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/363239-chuzhie-oshibki-kak-izbezhat-provala-cifrovoy-transformacii-biznesa (дата обращения: 20.06.2023).
3. Уваров А.Ю. Об описании компетенций XXI в. // Образовательная политика. 2014. № 4 (66). С. 13-30. https://elibrary.ru/tmhveb
4. Прутская Ю.А. Профессиональные цифровые компетенции кадров для интеграции в цифровое современное пространство // Кадры для цифровой экономики: новые векторы обучения взрослых. М.: Русайнс, 2022. С. 55-59. https://elibrary.ru/oxpbjh
5. Бугрова О.С. Развитие цифровых технологий и роль освоения цифровых компетенций // Экономика и предпринимательство. 2022. № 5 (142). С. 56-60. https://doi.org/10.34925/EIP.2022.142.5.008, https://elibrary.ru/gzvpfe
6. Березина Т.Н. Интеллект и креативность // Эдип. 2008. № 3. С. 92-101.
7. Сорочинский П.В. Развитие некоторых параметров мышления средствами виртуальной реальности // Психология когнитивных процессов. 2017. № 6. С. 76-84. https://elibrary.ru/zoqlax
8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
9. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. 218 с.
10. Тушакова З.Р., Егорова Г.И. Креативные карты по химии для бакалавров химических направлений. Тюмень: ТИУ, 2016. 91 с. https://elibrary.ru/zewrnd
11. Кряжева Е.В., Виноградская М.Ю. Теоретические подходы к развитию творческого технического мышления студентов вуза // Успехи современной науки и образования. 2017. № 10. С. 97-101. https://elibrary.ru/zxpudx
12. Хохлова М.В., Лукашов С.В. Актуальные проблемы и направления деятельности вуза по организации производственной практики // Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом: сб. материалов 2 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.В. Козуб. Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова, (филиал) ТюмГУ, 2020. С. 69-72. https://elibrary.ru/opmzrr
13. Толстобоков О.Н. Современные методы и технологии дистанционного обучения. М.: Мир науки, 2020. 72 с. https://elibrary.ru/peaoyg
14. Ivushkina T.A. Involving students in online learning // Edulearn21: 13th International Conference on Education and New Learning Technologies. Valencia: IATED Academy, 2021. P. 11322-11326. https://elibrary.ru/srjrau
15. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Alisultanova E.D., Moiseenko N.A. Organized online learning of students in universities and schools: didactics and methodology // Propositos Y Representaciones. 2021. Vol. 9. № S3. P. e1181. https://doi.org/10.20511/pyr2021.v9nSPE3.1181, https://elibrary.ru/nsjejf
Рецензия
Для цитирования:
Тушакова З.Р., Чижикова Е.С. Цифровизация в практической подготовке студентов технических вузов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1376-1386. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1376-1386
For citation:
Tushakova Z.R., Chizhikova E.S. Digitalization in the practical training of students of technical universities. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(6):1376-1386. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1376-1386