Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Формирование лингвокультурной компетенции как неотъемлемая составляющая процесса профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1477-1487

Аннотация

Актуальность. Обращение к антропоцентрической парадигме научного знания на рубеже XXXXI веков, активное развитие международного сотрудничества в различных областях и сферах деятельности требуют обновления содержания и целей лингвистического образования за счет соизучения языков и культур. Однако проблемы формирования лингвокультурной компетенции как неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки специалиста в области преподавания иностранного языка на настоящий момент нуждаются в более детальном изучении. Цель исследования дать характеристику понятию «лингвокультурная компетенция» и рассмотреть методику формирования данной компетенции в контексте профессиональной подготовки будущего педагога.

Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы, послужившей материалом исследования, систематизация и сопоставительный анализ подходов к интерпретации характеристики и содержания понятия «лингвокультурная компетенция», проектирование учебной деятельности в контексте формирования лингвокультурной компетенции у студентов языковых специальностей составили комплекс методов, применявшихся в данной работе.

Результаты исследования. Изучены существующие подходы к трактовке термина «лингвокультурная компетенция» и схожих с ним определений «лингвокультурологическая компетенция», «культурно-языковая компетенция». Предложено определение, релевантное для использования в процессе профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка, а также описание некоторых методов работы над формированием лингвокультурной компетенции у студентов языковых специальностей.

Выводы. Интеграция релевантных культурно-языковых аспектов в содержание лингвистического образования способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов будущих преподавателей иностранного языка. Формирование лингвокультурной компетенции у студентов языковых специальностей является необходимым условием успешного осуществления их профессиональной деятельности.

Об авторах

Н. Н. Кондакова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Кондакова Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессионального перевода

39200, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Е. И. Зимина
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Зимина Елена Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и лингводидактики 

39200, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Алмазова Н.И. Формирование межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в экономическом вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. Т. 3. № 6. С. 194-204. https://elibrary.ru/kwdvml

2. Макаричев Ф.В., Елизарова Г.В. Значимость национального культурного компонента лексики в процессе межкультурной коммуникации // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. № 2 (52). С. 380-388. https://elibrary.ru/wjkszf

3. Тер-Минасова С.Г. Культура диалога как путь к диалогу культур. Педагогический аспект // Язык, литература и культура как грани межкультурного общения: сб. науч. тр. М., 2017. С. 35-47. https://elibrary.ru/vjlbtf

4. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1993. 48 с.

5. Сафонова В.В. Основополагающие принципы моделирования учебой литературы по теории и методике обучения межкультурному общению в высшей школе // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 2. С. 65-76. https://elibrary.ru/xmzwah

6. Сафонова В.В. Вузовский УМК по иностранному языку как инструмент диалога культур в глобализированном мире // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 38-50. https://elibrary.ru/yzfubf

7. Коряковцева Н.Ф., Гальскова Н.Д., Гусейнова И.А. Современное лингвистическое образование: перспективы развития. М.: ФГБОУ ВО «Моск. гос. лингв. ун-т», 2018. 254 с. https://elibrary.ru/ykyvkh

8. Воробьев В.В., Морозкина Е.А., Фаткуллина Ф.Г. Триада язык – культура – личность как основа современной лингвокультурологии // Вестник Башкирского университета. 2016. Т. 21. № 2. С. 355-359. https://elibrary.ru/wkvdhb

9. Воробьев В.В. О статусе лингвокультурологии // Русский язык, литература и культура на рубеже веков: 9 Конгресс МАПРЯЛ. Братислава, 1999. С. 125-126. https://elibrary.ru/xpdyzi

10. Красных В.В. Значение изучения лингвокультуры для теории и практики преподавания русского языка как иностранного // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2018. № 2. С. 46-55. https://doi.org/10.18384/2310-7278-2018-2-46-55, https://elibrary.ru/yxcdub

11. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 288 с. https://elibrary.ru/sumhnj

12. Шкатова Л.А. Словарь лингвокультурной грамотности как компонент контрольно-измерительных материалов // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 2 (24). С. 738-741. https://elibrary.ru/ofalzt

13. Халупо О.И. Языковая культура и лингвокультурная компетенция // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 3 (218). С. 152-155. https://elibrary.ru/nuflvt

14. Воробьев В.В. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация при обучении языкам // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2021. Вып. 5 (9). С. 137-143. https://elibrary.ru/bbsoye

15. Воробьев В.В. Лингвокультурология. М.: РУДН, 2008. 336 с. https://elibrary.ru/qtngjv

16. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с. https://elibrary.ru/ugqamp

17. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации. М.: Слово, 2008. 341 с. https://elibrary.ru/qtwpvv

18. Вяликова Г.С., Финикова Ю.Б. Формирование лингвокультурной компетенции будущего учителя на основе квест-технологии // Педагогическое образование и наука. 2023. № 1. С. 86-89. https://doi.org/10.56163/2072-2524-2023-1-86-90, https://elibrary.ru/kizein

19. Войткова А.Н., Сметанина Т.В., Фетисова С.А. Формирование лингвокультурологической компетенции при обучении иностранному языку в высшей школе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 6 (149). С. 79-84. https://elibrary.ru/ousnez

20. Меньшакова Н.Н., Шустова С.В. Развитие лингвокультурной компетенции при изучении паремий на занятиях по иностранному языку // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 76-88. https://doi.org/10.24411/2712-827X-2020-10108, https://elibrary.ru/dzqqjc


Рецензия

Для цитирования:


Кондакова Н.Н., Зимина Е.И. Формирование лингвокультурной компетенции как неотъемлемая составляющая процесса профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(6):1477-1487. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1477-1487

For citation:


Kondakova N.N., Zimina E.I. Development of linguocultural competence as an integral component of the foreign language teacher professional training process. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(6):1477-1487. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1477-1487

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)