Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

ChatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать?

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-276-301

Аннотация

Актуальность. ChatGPT, разработанный на основе технологий искусственного интеллекта, способен значительно изменить научно-исследовательскую деятельность ученых и студентов, выполняя за них некоторую рутинную работу по поиску и обработке литературных источников и других данных, а также составлению исследовательских текстов. Вместе с тем интеграция ChatGPT в образование и науку вызывает бурные дискуссии в академической среде.

Целью данной работы является: а) проведение обзора исследований, посвященных использованию чат-ботов в целом и ChatGPT в частности в исследовательской работе; б) проведение эмпирического исследования для проверки способности ChatGPT составлять исследовательские тексты и описание результатов анализа полученных данных; в) определение и обсуждение ключевых вопросов, связанных с эффективностью использования ChatGPT в исследовательской работе студентов.

Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина и включало взаимодействие с ChatGPT с целью составления на его основе фрагментов исследовательской работы, состоящих из актуальности темы, обзора литературы (определений понятий и известных в конкретной области знания положений), анализа результатов поиска, подбора библиографии. Опытная работа проводилось на материале методики обучения иностранным языкам.

Результаты исследования. ChatGPT доказал свою состоятельность в решении лишь нескольких исследовательских задач в соответствии с запросами пользователя (формулировать актуальность работы, приводить предложенные разными авторами определения понятий и описание устоявшихся конструктов, проводить анализ и обобщение результатов данных, генерировать новые данные, составлять библиографический список). Объем обзоров и глубина их содержания оказались больше удовлетворительного и неудовлетворительного качества. Кроме того, в случаях нехватки необходимой информации для решения поставленной задачи ChatGPT прибегал к фальсификации данных и генерированию несуществующих сведений.

Выводы. На основе анализа данных поисковых запросов авторы выделяют перечень ключевых вопросов и проблем, решение которых будет способствовать более эффективному использованию ChatGPT в исследовательской работе молодых ученых и студентов. К таким вопросам относятся следующие: а) качество предоставляемых ChatGPT материалов по запросам пользователя; б) доступность ChatGPT и других аналоговых программ; в) способности и возможности ChatGPT предоставлять определенные материалы и выполнять некоторые аналитические функции; г) контекстность серии запросов; д) сочетание традиционной интеллектуальной работы человека с работой на основе ChatGPT; е) авторская этика написания исследовательских текстов; ж) неспособность ChatGPT адаптировать результаты поисковых запросов к уровню владения языком пользователем; з) воспитательный аспект создания ChatGPT исследовательских текстов; и) цена вопроса (или к каким временным и трудоемким затратам приведет использование ChatGPT в исследовательской работе); к) компетентность пользователя в профессиональной сфере при использовании ChatGPT.

Об авторах

П. В. Сысоев
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Сысоев Павел Викторович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией языкового поликультурного образования, Scopus Author ID: 8419258800, Researcher ID: I-6136-2016.

392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Е. М. Филатов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Филатов Евгений Михайлович - научный сотрудник лаборатории языкового поликультурного образования.

392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Hwang G.J., Chang C.Y. A review of opportunities and challenges of chatbots in education // Interactive Learning Environments. 2021. P. 1-14. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10494820.2021.1952615 (accessed: 21.12.2022), https://doi.org/10.1080/10494820.2021.1952615

2. Io H.N., Lee C.B. Chatbots and conversational agents: A bibliometric analysis // IEEE International Conference on Industrial Engineering and Engineering Management (IEEM). Singapore, 2017. P. 215-219. https://doi.org/10.1109/IEEM.2017.8289883

3. Коробова А.Н., Чижик Н.Д. Использование чат-ботов в качестве дополнительного помощника для абитуриентов МРК // Научная конференция учащихся колледжа: материалы 58-й научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов БГУИР / под ред. В.В. Шаталовой, М.А. Бельчик, Е.А. Лазицкас и др. 2022. Минск. С. 70-73. URL: https://libeldoc.bsuir.by/handle/123456789/49046 (дата обращения: 16.01.2023).

4. Dokukina I., Gumanova J. The rise of chatbots – new personal assistants in foreign language learning // Procedia Computer Science. 2020. Vol. 169. P. 542-546. https://doi.org/10.1016/j.procs.2020.02.212

5. Кадеева О.Е., Сырицина В.Н. Чат-боты и особенности их использования в образовании // Информатика в школе. 2020. № 10 (163). С. 45-53. https://doi.org/10.32517/2221-1993-2020-19-10-45-53, https://elibrary.ru/uqlytr

6. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 6672. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72, https://elibrary.ru/pxgztj

7. Харламенко И.В. Чат-боты в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 55-59. https://elibrary.ru/lebneu

8. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Искусственный интеллект в обучении иностранному языку: чат-боты в развитии умений иноязычного речевого взаимодействия обучающихся // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 45-54. https://elibrary.ru/gdjorm

9. Авраменко А.П., Тарасов А.А. Технология распознавания речи искусственным интеллектом для развития устно-речевых умений при подготовке к ЕГЭ // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6067. https://elibrary.ru/jqzchv

10. Thorp H. ChatGPT is fun, but not an author // Science. 2023. Vol. 379. № 6630. P. 313-314. https://doi.org/10.1126/science.adg7879

11. Dis van E. A.M., Bollen J., Rooij van R. et al. ChatGPT: five priorities for research // Nature. 2023. Vol. 614. P. 224-226. https://doi.org/10.1038/d41586-023-00288-7

12. Жадан А. Как я написал диплом с помощью ChatGPT и оказался в центре спора о нейросетях в образовании // Журнал Тинькофф. 2023. URL: https://journal.tinkoff.ru/neuro-diploma/

13. Elkins K., Chun J. Can GPT-3 Pass a Writer’s Turing Test? // Journal of Cultural Analytics. 2020. Vol. 5. № 2. P. 1 -16. URL: https://culturalanalytics.org/article/17212-can-gpt-3-pass-a-writer-s-turing-test (accessed: 21.12.2022), https://doi.org/10.22148/001c.17212

14. Gao C.A., Howard F.M., Markov N.S. et al. Comparing scientific abstracts generated by ChatGPT to original abstracts using an artificial intelligence output detector, plagiarism detector, and blinded human reviewers // bioRxiv, 2022. P. 1-18. URL: https://www.biorxiv.org/content/10.1101/2022.12.23.521610v1.full (accessed: 21.12.2022), https://doi.org/10.1101/2022.12.23.521610

15. Cotton D.R.E., Cotton P.A., Shipway J.R. Chatting and Cheating. Ensuring academic integrityin the era of ChatGPT // EdArXiv. 2023. P. 1-11. URL: https://edarxiv.org/mrz8h/ (accessed: 29.03.2023), https://doi.org/10.35542/osf.io/mrz8h

16. Nassim D. Plagiarism in the age of massive Generative Pre-trained Transformers (GPT-3) // Ethics in Science and Environmental Politics. 2021. Vol. 21. P. 17-23. https://doi.org/10.3354/esep00195

17. Rosenblatt K. (NBC News). ChatGPT banned from New York City public schools’ devices and networks. January 2023. Accessed: 22.01.2023. URL: https://nbcnews.to/3iTE0t6

18. Halaweh M. ChatGPT in education: Strategies for responsible // Contemporary Educational Technology. 2023. Vol. 15. № 2. P. 1-11. URL: https://www.cedtech.net/article/chatgpt-in-education-strategies-forresponsible-implementation-13036 (accessed: 24.03.2023), https://doi.org/10.30935/cedtech/13036

19. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С.ChatGPT в высшем образовании и науке: угрозы или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 9-22. https://doi.org/10.31992/0869-36172023-32-4-9-22

20. Гаркуша Н.С., Городова Ю.С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 1. С. 6-23. https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.001, https://elibrary.ru/nbbirg


Рецензия

Для цитирования:


Сысоев П.В., Филатов Е.М. ChatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):276-301. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-276-301

For citation:


Sysoyev P.V., Filatov E.M. ChatGPT in students’ research: to forbid or to teach? Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(2):276-301. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-276-301

Просмотров: 507


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)