Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Реализация социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по иностранному языку в вузе

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-317-333

Аннотация

Актуальность. Социальная направленность воспитания является подготовкой студентов к социализации, которая рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и особенно социологическим факторам, которые недостаточно раскрыты в педагогической литературе.

Цель исследования – рассмотрение практических примеров реализации социально-ориентированной воспитательной цели на примерах содержательных аспектов аутентичного учебника по английскому языку Language Leader Intermediate.

Методы исследования. На основе теоретического анализа научной литературы и систематизации существующих гуманистических воспитательных концепций выявлены и обоснованы педагогические и методические условия актуализации социального аспекта воспитания в обучении иностранному языку в университете.

Результаты исследования. Выявлено, что формулировка воспитательной цели занятия и ее имплементация на занятиях по иностранному языку вызывает сложности у многих студентов педагогического профиля. Рассмотрена социальная значимость следующих тем: личность, путешествия, работа, исчезающие языки, реклама, бизнес, дизайн, образование, техника, тенденции, искусство и массмедиа, преступность. Предложены конкретные учебные задания для аудиторной и самостоятельной работы студентов с использованием ресурсов сети Интернет для обсуждения социального контента в форматах презентаций, эссе, диалогов, дебатов. Текстотека учебника расширяется за счет выполняемых обучающимися креативных заданий, сфокусированных на таких аспектах современного гражданского общества, как подвижничество волонтеров, социальные последствия технократии, этические дилеммы бизнеса, инклюзивное образование, экологические проблемы, социальная реклама, уважение к явлениям культуры, границы гуманности и толерантности в отношении к преступникам и др.

Выводы. Реализация социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по иностранному языку в университете должна осуществляться путем акцентирования сущностных содержательных связей между тематикой уроков изучаемого пособия по иностранному языку Language Leader Intermediate и существующими в современном обществе проблемами. Формируемые ценностные ориентации обучающихся связаны с более глубоким проникновением в сущность социальных проблем, развитием их гражданского сознания.

Об авторах

Н. В. Попова
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Россия

Попова Нина Васильевна - доктор педагогических наук, профессор, профессор Высшей школы Лингводидактики и перевода.

195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29



О. В. Зиновьева
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Россия

Зиновьева Ольга Владимировна - старший преподаватель Высшей школы инженерной психологии и прикладной лингвистики.

195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29



Е. К. Вдовина
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Россия

Вдовина Елена Константиновна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической теории.

195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29



Список литературы

1. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. М.: Логос, 2012. 448 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005430384

2. Попова Н.В. Педагогика высшего образования / под ред. Н.И. Алмазовой. СПб.: Изд-во Политех. унта, 2018. 102 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009846852

3. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы. Новосибирск: САФБД, 2008. 260 с. https://elibrary.ru/vugrkp

4. Королева Н.Е., Сахапова Ф.Х., Чернова Н.А. Воспитательный аспект в преподавании иностранного языка в вузе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2017. № 2-3 (71). C. 19-23. https://elibrary.ru/yiekvr

5. Гончарова М.С., Невежина Н.В. Роль иностранного языка в процессе нравственного и духовного воспитания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 12011205. https://elibrary.ru/zbgllz

6. Батыршина Р.В. Воспитательная роль курса «Иностранный язык» в вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 10. С. 265-268. https://elibrary.ru/sgiyan

7. Евдокимова М.И. Воспитательный потенциал урока иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С. 7-9. https://elibrary.ru/jxaxrr

8. Башкирова О.А. Воспитательные возможности при обучении иностранному языку // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 8 (110). C. 26-28. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.110.8.078, https://elibrary.ru/xdmbor

9. Ершова О.В. Негативные черты в портрете современного обучающегося // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11. № 4. С. 259-264. https://doi.org/10.55355/snv2022114305, https://elibrary.ru/jxbfjq

10. Мамонт Б.В. Функционально-психологический аспект вопросной составляющей в рамках ведения интервью // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2008. № 3. С. 88-90. https://elibrary.ru/knnugr

11. Доржеева В.В., Слепцова О.Ю. Сохранение и возрождение языков коренных малочисленных народов в современных полиэтничных государствах (на примере Канады и России) // Манускрипт. 2021. Т. 14. № 4. C. 660-666. https://doi.org/10.30853/mns210132, https://elibrary.ru/wjhjrm

12. Томилин К.В. Социальная реклама // Современные тенденции в экономике и управлении: Новый взгляд. 2010. № 5-1. С. 123-129. https://elibrary.ru/rsqhdx

13. Романов А.А. Социальная реклама (проблемы и перспективы развития) // Статистика и экономика. 2010. № 6. С. 99-101. https://elibrary.ru/nypcwd

14. Сторчевой М.А. Нормативная этика бизнеса: проблемы применения // Вестник СанктПетербургского университета. Менеджмент. 2009. № 3. С. 121-148. https://elibrary.ru/kwajax

15. Высоков К.А. Культура и этика российского предпринимательства // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 (32). С. 26. https://elibrary.ru/rspuqd

16. Феталиева Л.П. Современный взгляд на инклюзивное образование // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 214-215. https://elibrary.ru/xyvaxj

17. Ставицкий О.А. Психология отношений к инвалидизированным в зависимости от профессиональной направленности личности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 90-95. https://elibrary.ru/rzrvpj

18. Зезюлько А.В. Технократизм и его критика «Антитехнократами» // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 2. С. 28-35. https://elibrary.ru/redkgt

19. Ильин А.Н. Западная толерантность: господство демократии или наступление дегуманизации? // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2020. Т. 26. № 3. С. 227246. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-3-227-246, https://elibrary.ru/dfhxul


Рецензия

Для цитирования:


Попова Н.В., Зиновьева О.В., Вдовина Е.К. Реализация социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по иностранному языку в вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):317-333. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-317-333

For citation:


Popova N.V., Zinovieva O.V., Vdovina E.K. Implementation of socially oriented educational goal in foreign language class at university. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(2):317-333. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-317-333

Просмотров: 53


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)