Технология чат-ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-386-394
Аннотация
Актуальность. Необходимость большей персонализации обучения является значимой особенностью обучения иностранному языку для взрослой аудитории. Эта потребность обусловлена индивидуальным опытом взрослых учащихся, более узкими запросами в обучении и ограниченностью временных ресурсов. Одним из способов построения индивидуальных траекторий является технология автоматизированного чат-бота, которая может быть реализована на базе мессенджера Telegram.
Цель исследования – определить эффективность этого способа для развития грамматической компетенции взрослых учащихся.
Материалы и методы. Использованы методы эксперимента со статистической обработкой количественных данных, а также анкетирования для сбора качественных данных. Материалом исследования явились ответы участников исследования, собранные в рамках вводного и выходного тестирования грамматических навыков при самостоятельном обучении.
Результаты исследования. Бот был протестирован на группе из 29 учащихся уровня A2B1, которые показали в среднем 61,11 % правильных ответов на предварительном тесте. После трех недель использования бота средний процент правильных ответов на пост-тесте группы достиг 72,22 %. Результаты оказались статистически значимыми (p = 0,003) и подтвердили эффективность бота как инструмента улучшения грамматической компетенции.
Выводы. Использование чат-бота показало свою эффективность для развития грамматической компетенции взрослых учащихся. Полученные данные могут служить основой для дальнейшей разработки подобных инструментов, направленных на развитие большего спектра умений и навыков – лексической компетенции, аудирования или чтения.
Об авторах
А. П. АвраменкоРоссия
Авраменко Анна Петровна кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории преподавания иностранных языков.
119991, Москва, Ленинские горы, 1
А. С. Ахмедова
Россия
Ахмедова Аида Салмановна научный сотрудник кафедры теории преподавания иностранных языков.
119991, Москва, Ленинские горы, 1
Е. Р. Буланова
Россия
Буланова Екатерина Робертовна научный сотрудник кафедры теории преподавания иностранных языков.
119991, Москва, Ленинские горы, 1
Список литературы
1. Wang H., Wu H., He Zh., Huang L., Kenneth Ward Church. Progress in Machine Translation // Engineering. 2022. Vol. 18. Issue 11. P. 143-153. http://dx.doi.org/10.1016/j.eng.2021.03.023
2. Gong Y., Chung Yu-An., Glass G.R. Ast: Audio spectrogram transformer // Proceedings Interspeech. 2021. P. 571-575. http://dx.doi.org/10.21437/Interspeech.2021-698
3. Lohrenz T., Li Zh., Tim F. Multi-Encoder Learning and Stream Fusion for Transformer-Based End-to-End Automatic Speech Recognition // Proceedings Interspeech. 2021. P. 2846-2850. http://dx.doi.org/10.21437/Interspeech.2021-555
4. Ristea N.C., Ionescu R.T., Khan F.S. SepTr: Separable Transformer for Audio Spectrogram Processing // arXiv preprint arXiv:2203.09581, 2022. 5 p. https://doi.org/10.48550/arXiv.2203.09581
5. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 6672. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72, https://elibrary.ru/pxgztj
6. Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6-16. https://elibrary.ru/qfmzhw
7. Харламенко И.В. Чат-боты в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 55-59. https://elibrary.ru/lebneu
8. Жеребцова Ю.А., Чижик А.В. Сравнение моделей векторного представления текстов в задаче создания чат-бота // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18. № 3. С. 16-34. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2020-18-3-16-34, https://elibrary.ru/guctcc
9. Срини Джанарсанам. Практическое руководство по разработке чат -интерфейсов / пер. с англ. М. Райтман. М.: ДМК Пресс, 2019. 340 с. URL: https://www.litres.ru/get_pdf_trial/45670048.pdf
10. Samoili S. et al. AI watch. Defining artificial intelligence. Towards an operational definition and taxonomy of artificial intelligence. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020. 97 p. URL: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC118163/jrc118163_ai_watch._defining_artifici al_intelligence_1.pdf
11. Алехин Р.Ю., Воронина И.Е. Анализ применимости нейросетей для разработки чат-ботов и диалоговых систем // Актуальные проблемы прикладной математики, информатики и механики: сб. тр. Междунар. науч. конф. Воронеж: Изд-во «Науч.-исследов. публикации», 2020. С. 499-501. https://elibrary.ru/hnogll
12. Баранова Т.А., Воронцова Е.В., Гришина А.С. Опыт использования технологии чат-бот при обучении иноязычной лексике студентов младших курсов неязыковых специальностей (на примере СПбПУ) // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам: сб. науч. ст. по итогам 7 Междун. науч.-практ. конф. Брянск: Изд-во БГИТУ, 2019. С. 266-271. https://elibrary.ru/hnqyuq
13. Barthélemy F. et al. Natural language processing for public services. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2022. 65 p. URL: https://joinup.ec.europa.eu/sites/default/files/inlinefiles/D02.01_Natural%20Language%20Processing%20for%20Public%20Services_4.pdf
14. Топоркова О.В., Евтушенко О.А., Новоженина Е.В., Сычев О.А. Применение цифровых технологий при обучении английской грамматике в техническом вузе // Преподаватель XXI век. 2022. № 1-1. С. 150-158. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2022-1-150-158, https://elibrary.ru/jhzuga
Рецензия
Для цитирования:
Авраменко А.П., Ахмедова А.С., Буланова Е.Р. Технология чат-ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(2):386-394. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-386-394
For citation:
Avramenko A.P., Akhmedova A.S., Bulanova E.R. Chatbot technology as a means of forming foreign language grammatical competence in self-study. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(2):386-394. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-386-394