Этапы развития историко-краеведческой деятельности студенчества Луганщины в советский и постсоветский периоды
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-567-579
Аннотация
Актуальность. Важное место в контексте современного реформирования системы высшей школы Российской Федерации приобретает процесс организации историко-краеведческой деятельности, направленной на развитие гражданственности и патриотизма, социализацию и самореализацию студенческой молодежи. Конструирование новых подходов к данному виду деятельности обучающихся неизменно опирается на исторический опыт, полученный педагогами и учеными в советский и постсоветский периоды на основе использования регионального подхода к изучению проблемы. В этой связи обоснована необходимость разработки периодизации развития историко-краеведческой деятельности студенческой молодежи в системе отечественных учреждений высшего образования. Цель исследования – на основе разработанных критериев выделить этапы историко-краеведческой деятельности студенческой молодежи Луганщины, осуществляемой с начала 1920-х гг. по современный период.
Методы исследования. В основе исследования лежал диалектический принцип исторического развития, использовались парадигмальный, системный, синергетический, средовой и культурологический подходы, теория деятельности, теория гуманизации, метод анализа документальных источников, сравнительно-исторический, диалектический методы научного исследования.
Результаты исследования. В процессе анализа ряда критериев (тенденций в развитии высшего образования, уровня развития краеведческой деятельности в государстве и регионе, сущности государственной политики в отношении исторического краеведения; идеологических постулатов, продуцируемых политической элитой и обусловливающих развитие всей социокультурной сферы в различные исторические периоды; социокультурных факторов, обусловливавших краеведческую деятельность в вузах; социально-экономических факторов) выделены и охарактеризованы пять этапов развития историко-краеведческой деятельности, каждый из которых имел свои отличительные особенности.
Выводы. Сделан вывод о влиянии изменений, произошедших в общественно-политической жизни государства и системе отечественной высшей школы, на характер каждого из этапов.
Об авторе
Т. Ю. АнпилоговаРоссия
Анпилогова Татьяна Юрьевна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин.
91034, Луганская Народная Республика, Луганск, кв. Молодежный, 20а
Список литературы
1. Дейч Б.А. Анализ современных подходов к периодизации процесса становления и развития дополнительного образования (внешкольной работы) в России // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 147-153. https://elibrary.ru/pdtthv
2. Некрылова О.Г. Развитие системы школьного исторического образования в 1920-е гг. // Проблемы социальных и гуманитарных наук. 2019. № 3 (20). С. 107-113. https://elibrary.ru/iwzaiv
3. Анпилогова Т.Ю. Историко-краеведческая деятельность студенческой молодежи в системе высшего образования Луганщины (1921–2014 гг.). Луганск: Книта, 2022. 592 с.
4. Коваленко Т.А., Шашкова М.Н. Краеведение как источник патриотического воспитания личности // Донецкий край: история, культура, люди: сб. материалов Межрегион. краевед. чтений / под ред. И.Л. Барыбина сост. И.А. Говорова; науч. ред. М.А. Морозова. Донецк, 2021. С. 89-94. URL: https://lib-dpr.ru/docs/reading/don_reg/rept/Коваленко_Шашкова.pdf (дата обращения: 13.12.2022).
5. Новикова Л.А. Роль школьных музейных комнат в сохранении памяти о историческом прошлом родного края // Донецкий край: история, культура, люди: сб. материалов Межрегион. краевед. чтений / под ред. И.Л. Барыбиной, сост. И.А. Говорова; науч. ред. М.А. Морозова. Донецк, 2021. С. 94-99. URL: http://lib-dpr.ru/docs/reading/don_reg/rept/Новикова.pdf (дата обращения: 13.12.2022).
6. Постыка И.А. Роль Луганского краеведческого музея в образовательной системе Луганщины // Наука и образование в Донбассе: история и практика: материалы Второй открытой науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 90-летию создания кафедры истории Отечества ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ» / под ред. Т.Ю. Анпилоговой. Луганск: Книта, 2022. С. 301-310.
7. Трегубенко Е.Н. Школьный краеведческий музей: история и перспективы развития // Образование Луганщины: теория и практика. Научно-методический журнал. 2018. № 5. С. 10-13.
8. Тестов В.А. О понятии педагогической парадигмы // Образование и наука. 2012. № 9 (98). С. 5-14. https://elibrary.ru/pgqfdj
9. Смирнова А.Г. Журнал «Краевед-массовик» (Московская область) и реалии краеведения начала 1930-х годов // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2016. № 10 (19). С. 9-34. https://elibrary.ru/xvfxbv
10. Савицкий П.Н. Русское научное краеведение // Вестник РГГУ: научный журнал. Серия «Исторические науки. Региональная история». Краеведение». 2012. № 6. С. 251-289. URL: https://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/ifkv/archive/Regionalnaya_istoriya/%E2%84%96%206_2012.pdf
11. Филимонов С.Б. Революция и социально-политические контексты краеведения в России (1917–1931 гг.) // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2017. Т. 3. (69). № 3. С. 114-123. https://elibrary.ru/yohoib
12. Козлов В.Ф. «Огосударствленное» краеведение. История и уроки (по страницам журнала «Советское краеведение». 1930–1936) // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2013. № 9 (110). С. 53-83. https://elibrary.ru/qizptv
13. Юркина Н.Н. Значение краеведения и регионоведения для познания отечественной истории // Преподаватель XXI век. 2018. № 3-2. С. 233-246. https://elibrary.ru/ylhdnj
14. Конохова А.С. «Об укреплении связи высшей школы с жизнью» (реформа системы высшего образования СССР в 1958 г.) // Вестник Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А.С. Пушкина. История. Научный журнал. 2015. Т. 4. № 1. С. 126-134. https://elibrary.ru/txhtxd
15. Шестова С.М. Российское законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры // Обсерватория культуры. 2008. № 4. С. 56-61. https://elibrary.ru/jvbrsd
Рецензия
Для цитирования:
Анпилогова Т.Ю. Этапы развития историко-краеведческой деятельности студенчества Луганщины в советский и постсоветский периоды. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(3):567-579. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-567-579
For citation:
Anpilogova T.Y. Historical and local studies activity of Lugansk region studentship development stages in the Soviet and post-Soviet periods. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(3):567-579. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-567-579