Развитие иноязычной читательской компетенции с помощью гипертекстов
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-613-624
Аннотация
Актуальность. В современных условиях большинство взаимодействий с письменными текстами происходит в цифровой среде, из-за чего появляется необходимость реализации свойства гипертекстуальности учебных материалов для развития актуальных навыков чтения. Цель исследования – интегрировать гипертекстуальность в процесс формирования читательской компетенции.
Материалы и методы. Сопоставительный анализ теорий организации учебного чтения позволил выявить универсальный перечень стратегий. Синтез эмпирических данных, полученных в результате изучения функциональных свойств гипертекстов, способствовал определению специфики этого учебного материала в контексте методики преподавания иностранных языков.
Результаты исследования. Был определен и изучен состав иноязычный читательской компетенции, состоящий из трех компонентов: мотивационного, когнитивного и деятельностного. Компоненты определяют требования к свойствам текста, среди которых присутствует структурное разнообразие, призванное провоцировать применение различных читательских стратегий для выполнения коммуникативных задач. В качестве универсальной типологии видов чтения была использована классификация С.К. Фоломкиной. Было установлено, что взаимодействие с гипертекстом является исследовательской стратегией, при которой комбинированно используются просмотровое чтение и три других типа.
Выводы. Предложенная модель взаимодействия с гипертекстом, разделенная на четыре этапа, позволяет эффективно реализовывать все компоненты иноязычной читательской компетенции: мотивационный – благодаря интерактивности гипертекста, предрасполагающей к автономности проведения исследования; когнитивный – благодаря аутентичности и потенциальной бесконечности учебных материалов, представленных гипертекстом; деятельностный – благодаря созданию условий комплексного использования всех видов чтения.
Для цитирования:
Долженкова М.И., Медведев Н.В., Хаусманн-Ушкова Н.В. Развитие иноязычной читательской компетенции с помощью гипертекстов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(3):613-624. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-613-624
For citation:
Dolzhenkova M.I., Medvedev N.V., Hausmann-Ushkova N.V. Foreign language reading competence development via hypertexts. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(3):613-624. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-613-624