Обучение написанию академических текстов аспирантов гуманитарного профиля: билингвальный подход
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-625-633
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Актуальность. В системе российского высшего образования важное место занимает подготовка будущих специалистов к публикации результатов своих научных исследований в зарубежных журналах. Поэтому на разных уровнях обучения сохраняется потребность в формировании иноязычных компетенций в области академического письма, и поиск соответствующих эффективных методик остается актуальным. Цель исследования – оценить целесообразность использования билингвального подхода с опорой на родной язык при обучении аспирантов гуманитарного профиля созданию качественных научных текстов (на примере введения к англоязычной научной статье).
Методы исследования. На основе анализа научной литературы выявлены основные недостатки монолингвального подхода, широко используемого при обучении академическому письму, а также преимущества применения для этих целей билингвального подхода с опорой на родной язык. Сконструирована модель обучения аспирантов гуманитарных направлений написанию введения к англоязычной научной статье, описаны этапы ее реализации, разработаны соответствующие критерии оценивания.
Результаты исследования. По завершении экспериментального обучения все аспиранты успешно выполнили поставленную перед ними задачу в области академического письма. Были выявлены проблемные аспекты, требующие дальнейшего совершенствования методик преподавания: нарушение абзацной структуры текста, недостаточно эффективное использование лексических маркеров, позволяющих отслеживать логическую последовательность изложения информации, перенос типично русских слов и выражений в англоязычный научный текст.
Выводы. Билингвальное обучение с опорой на родной язык позволяет обучающимся эффективно преодолеть академический и лингвострановедческий барьеры и повысить свою компетентность в области академического письма.
Об авторах
И. Е. АбрамоваРоссия
Абрамова Ирина Евгеньевна - доктор филологических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования.
185910, Республика Карелия, Петрозаводск, просп. Ленина, 33
А. В. Ананьина
Россия
Ананьина Анастасия Валерьевна - старший преподаватель.
185910, Республика Карелия, Петрозаводск, просп. Ленина, 33
Список литературы
1. Curry M.J., Lillis T. Multilingualism in academic writing for publication: Putting English in its place // Language Teaching. 2022. P. 1-14. https://doi.org/10.1017/S0261444822000040
2. Прокопчук А.Р., Гаврилова Е.А., Удалова Н.В. Реализация монолингвального метода в обучении иностранному языку студентов неязыковых факультетов // Современное педагогическое образование. 2020. № 5. С. 220-225. https://elibrary.ru/qjitnf
3. Ginting D., Barella Y. Academic writing centers and the teaching of academic writing at colleges: Literature review // Journal of Education and Learning (EduLearn). 2022. Vol. 16. № 3. P. 350-356. https://doi.org/10.11591/edulearn.v16i3.20473
4. Russian English: History, functions, features / eds. Z.G. Proshina, A.A. Eddy. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. 328 p. https://doi.org/10.1017/CBO9781139683623
5. Parmegiani A. Translanguaging in a bilingual writing programme: the mother tongue as a resource for academic success in a second language // Language Culture and Curriculum. 2022. Vol. 35. № 3. P. 290-302. https://doi.org/10.1080/07908318.2022.2050742
6. Sugiharto S. Impacts of bilinguality on students’ academic writing skill: Additional evidence // Indonesian Journal of Applied Linguistics. 2015. Vol. 5. № 1. P. 63-69. https://doi.org/10.17509/ijal.v5i1.832
7. Nagashima Y., Lawrence L. De-nativizing academic writing in Japanese ELT: Toward a translingual approach // Journal of Research Institute. 2021. Vol. 62. P. 41-61. URL: http://id.nii.ac.jp/1085/00002433 (accessed: 28.12.2022).
8. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Учебный билингвизм: вчера, сегодня и завтра // Язык и культура. 2017. № 37. С. 185-204. https://doi.org/10.17223/19996195/37/13, https://elibrary.ru/zuquiz
9. Кушнырь Л.А. Методы обучения иностранному языку студентов естественнонаучного направления подготовки: от билингвального до монолингвального // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А. С. 537-546. https://elibrary.ru/donaeh
10. Busse C., August E. How to write and publish a research paper for a peer-reviewed journal // Journal of Cancer Education. 2021. Vol. 36. № 5. P. 909-913. https://doi.org/10.1007/s13187-020-01751-z
Рецензия
Для цитирования:
Абрамова И.Е., Ананьина А.В. Обучение написанию академических текстов аспирантов гуманитарного профиля: билингвальный подход. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(3):625-633. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-625-633
For citation:
Abramova I.E., Ananyina A.V. Teaching academic writing to post-graduate students of humanities: bilingual approach. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(3):625-633. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-625-633
ISSN 2782-5825 (Online)