Теоретические и методические основы развития стратегий интеракции у студентов лингводидактических направлений подготовки
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-634-646
Аннотация
Актуальность. Исследования интеракции в обучении иностранным языкам начались в 1960-х гг. Сейчас исследователи определяют влияние интеракции на процесс обучения иностранному языку как благотворное в целом, однако продолжается изучение характеристик интеракции, повышающих ее эффективность в случае использования с обучающимися определенного возраста или уровня языка. В связи с такой неоднородностью умения учителя, чья роль в процессе интеракции на занятии по иностранному языку описывается как ключевая, особенно важны.
Материалы и методы. Материалами исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в таких областях, как обучение иностранным языкам и психологии. Методы исследования включают в себя анализ научно-исследовательской литературы и классификацию.
Результаты исследования. Изучены различные подходы к определению интеракции и предложено определение, релевантное для подготовки учителей иностранного языка. Рассмотрена роль интеракции в процессе обучения иностранному языку обучающихся различных возрастов и уровней языка, проанализирована роль стратегий интеракции как компонента профессионально-коммуникативной компетенции учителя иностранного языка. Описаны предлагаемые исследователями модели развития стратегий интеракции у учителей иностранного языка.
Выводы. Несмотря на то, что сейчас интеракция считается неотъемлемым элементом занятия по иностранному языку, в настоящее время существует ряд моделей, направленных на развитие стратегий интеракции у учителей иностранного языка, однако к настоящему моменту не была предложена модель развития этих стратегий у будущих учителей.
Об авторе
К. Т. ТемурянРоссия
Темурян Кристина Телмановна - научный сотрудник кафедры теории преподавания иностранных языков.
119991, Москва, Ленинские горы, 1
Список литературы
1. Brown H.D., Lee H. Teaching by Principles: An Interactive Approach to Language Pedagogy. N. Y.: Pearson Education, 2015. 668 p.
2. Hall G. Exploring English Language Teaching: Language in Action. N. Y.: Routledge, 2011. 282 p.
3. Walsh S. Exploring Classroom Discourse: Language in Action. N. Y.: Routledge, 2011. 256 p. https://doi.org/10.4324/9780203827826
4. Borich G. Effective Teaching, Characteristics Of // Encyclopedia of Educational Psychology / ed. by Neil J. Salkind. Thousand Oaks: Sage Publications, 2008. P. 321-325.
5. Loewen S., Sato M. Interaction and instructed second language acquisition // Language Teaching. 2018. Vol. 51. № 3. P. 285-329. https://doi.org/10.1017/S0261444818000125
6. Шаимкулов О.А. «Интеракция» и «интерактивность» в обучении // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 11-3. С. 93-97. https://elibrary.ru/wzzgfv
7. Рассказова А.Л. Проблема синонимизации и соподчинения категорий «отношение», «взаимоотношение», «общение» и «взаимодействие» в психологии // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 2. С. 96-105. https://elibrary.ru/zdbgln
8. Колесников А.А. Анализ актуальных ориентиров в обучении иностранным языкам // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2020. № 2 (38). С. 89-100. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2020.38.2.10, https://elibrary.ru/vstahh
9. Richards J.С., Schmidt R. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics. L.: Pearson, 2011. 656 p. https://doi.org/10.4324/9781315833835
10. Thornbury S. An A–Z of ELT. L.: Macmillan, 2017. 256 p.
11. Siemens G. Connectivism: A learning theory for the digital age // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2005. Vol. 2. № 1. P. 1-9.
12. Токарева И.Ю. Понятие языковой личности в свете компетентностного подхода // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. Т. 24. № 4-1 (24). С. 217-221. https://elibrary.ru/plfqcp
13. Устинова Т.В. Межъязыковое взаимодействие в сознании изучающего иностранный язык: когнитивный подход и экспериментальные методы исследования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 1 (838). С. 165-176. https://doi.org/10.52070/2500-3488_2021_1_838_165, https://elibrary.ru/aiewow
14. Коряковцева Н.Ф. Научно-методическая школа Московского государственного лингвистического университета: 90 лет истории и векторы развития // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 1 (838). С. 11-27. https://doi.org/10.52070/2500-3488_2021_1_838_11, https://elibrary.ru/xtfjii
15. Сафонова В.В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования // Язык и культура. 2014. № 1 (25). С. 123-141. https://elibrary.ru/rzrktv
16. Hymes D.H. On communicative competence // Sociolinguistics: Selected Readings. Harmondsworth: Penguin Books, 1972. P. 269-293.
17. Hymes D.H. Two types of linguistic relativity (with examples from Amerindian ethnography) // Sociolinguistics: Proceedings of the UCLA Sociolinguistics Conference. Hague: De Gruyter Mouton, 1964. P. 114-158. https://doi.org/10.1515/9783110856507
18. Chomsky N. Aspects of the theory of syntax. Cambridge: M.I.T. Press, 1965. 296 p.
19. Chomsky N. Knowledge of Language: Its Nature, Origins, and Use. Westport: Praeger, 1986. 314 p.
20. Thoms J.J. Classroom Discourse in Foreign Language Classrooms: A Review of the Literature // Foreign Language Annals. 2012. Vol. 45. № 1. P. 8-27. https://doi.org/10.1111/j.1944-9720.2012.01177.x
21. Титова С.В. Карта компетенций преподавателя иностранных языков в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 133-149. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-5-133-149, https://elibrary.ru/jmljrw
22. Коренев А.А. Профессионально-коммуникативная компетенция учителя и преподавателя иностранного языка: умения аудирования // Научный журнал Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2017. Т. 35. № 3. С. 88-97. https://elibrary.ru/zoldlp
23. Езова С.А. Коммуникативная компетенция библиотечного специалиста // Научные и технические библиотеки. 2008. № 4. С. 101-108. https://elibrary.ru/kvqduj
24. Михайлова А.М., Коренев А.А. Профессионально-коммуникативные задачи преподавателя иностранного языка (по результатам анализа должностных инструкций) // Moscow University Young Researcher’s Journal Languages, Cultures and Area Studies. 2014. № 3. C. 1-15.
25. Young R.F. Interactional competence in language learning, teaching, and testing // Handbook of research in second language teaching and learning / ed. by E. Hinkel. N. Y.: Routledge, 2011. Vol. 2. P. 426-443. https://doi.org/10.4324/9780203836507
26. Гусев Д.А., Флеров О.В. Основные иноязычные компетенции и особенности их формирования в дополнительном профессиональном образовании // Преподаватель ХХI век. 2016. № 4-1. С. 236-252. https://elibrary.ru/xgsojt
27. Nunan D. Teaching English to Speakers of Other Languages. N. Y.: Routledge, 2015. 210 p.
28. Sert O. Classroom Interaction and Language Teacher Education // The Routledge Handbook of English Language Teacher Education / ed. by S. Walsh, S. Mann. L.: Routledge, 2019. P. 216-238. https://doi.org/10.4324/9781315659824
29. Hall J.K. L2 classroom interaction and its links to L2 learners’ developing L2 linguistic repertoires: A research agenda // Language Teaching. 2020. Vol. 55. № 1. P. 100-115. https://doi.org/10.1017/S0261444820000397
Рецензия
Для цитирования:
Темурян К.Т. Теоретические и методические основы развития стратегий интеракции у студентов лингводидактических направлений подготовки. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(3):634-646. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-634-646
For citation:
Temuryan C.T. Theoretical and methodical foundations for the interaction strategies development for linguodidactic training program students. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(3):634-646. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-634-646