Проектные технологии как фактор развития творческого потенциала студентов
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1088-1098
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Актуальность. Выявлен спрос на творческий подход во многих областях деятельности, а также рассмотрена креативность как необходимая часть подготовки профессионала. Проработана актуализация активных методов (на примере проектных технологий) для развития творческого потенциала студентов вузов.
Методы исследования. Объект исследования – проектные технологии, предмет – возможности проектных технологий развивать творческий потенциал студентов высших учебных заведений. Теоретическая база исследования – междисциплинарный подход, аксиологические основания исследования – субъектно-деятельностный и функционально-деятельностный подход к образовательному процессу. Эмпирическая база исследования – практика использования проектных технологий в процессе преподавания.
Результаты исследования. Рассмотрены возможности и особенности проектных технологий для развития творческого потенциала студентов. Дана характеристика основным условиям и необходимым составляющим этого процесса. Проанализирована практика использования проектных технологий в преподавания таких дисциплин, как «Философия», «Культурные коды», «Великие книги», «История социологии».
Выводы. Проектная деятельность, развивая творческий потенциал личности, решает важную задачу профессиональной подготовки – формирование умения самостоятельно ставить профессиональные цели и реализовывать свои идеи.
Об авторах
Е. И. ГригорьеваРоссия
Григорьева Елена Ивановна, доктор культурологии, профессор, профессор общеуниверситетской кафедры философии и социальных наук
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, корп. 1
М. В. Сахарова
Россия
Сахарова Мария Викторовна, кандидат философских наук, доцент, доцент общеуниверситетской кафедры философии и социальных наук
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, корп. 1
Список литературы
1. Повзун В.Д. Мониторинг асимметрии количественного распределения в управлении развитием творческого потенциала студентов университета // Уральский научный вестник. 2022. Т. 1. № 7. С. 73-77. https://elibrary.ru/vbdllx
2. Кайтукова З.Х. Диагностика творческого потенциала студента педагогического вуза // Известия института педагогики и психологии образования. 2017. № 1. С. 99-103. https://elibrary.ru/xzolch
3. Виниченко Т.Н., Ковалева М.А., Горелов В.В. Разработка подхода к кластеризации студентов по уровню их творческого потенциала // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 12-2 (75). С. 102-108. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2022-12-2-102-108, https://elibrary.ru/uljygl
4. Кузнецова А.А. Концептуализация модели развития творческого потенциала студента // Региональный вестник. 2020. № 15 (54). С. 38-39. https://elibrary.ru/dgmoge
5. Дмитриева С.Н., Семенова Л.Ю. Особенности развития творческого потенциала студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3. С. 285-289. https://elibrary.ru/jvmmyz
6. Иваненко К.А., Головко О.Н. Роль активных методов обучения в развитии творческого потенциала студентов ССУЗА // Modern Science. 2020. № 3-1. С. 329-334. https://elibrary.ru/zjtkuy
7. Спесивцева С.Е., Захарова М.В., Михайличенко С.А. Проектная деятельность студентов как метод развития творческого потенциала молодежи в рамках дистанционного образования // Информационные технологии в работе с одаренной молодежью. Самара: СГАСУ, 2015. С. 58-61. https://elibrary.ru/tqlpax
8. Булгакова А.Н., Тимиргалеева Р.Р., Ткаченко А.В. Проектная деятельность в развитии творческого потенциала студентов // NovaInfo.Ru. 2016. T. 1. № 48. C. 122-126. https://elibrary.ru/weepiv
9. Николаева Т.А., Соловьева Н.В. Развитие творческого потенциала студентов через проектное обучение // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 10 ч. Тамбов: Юком, 2013. Ч. 8. С. 109-111. https://elibrary.ru/subgvn
10. Облова И.С., Пряхина В.А. Использование методики проектной работы как средства развития творческого потенциала личности студентов неязыковых вузов // Актуальные вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации: сб. науч. ст. по материалам 14 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2017. С. 223-226. https://elibrary.ru/ylmxtl
11. Фадеева К.Н. Метод проектов как средство развития творческого потенциала студентов в информационной образовательной среде // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 42-1. С. 47-48. https://doi.org/10.18411/lj-09-2018-18, https://elibrary.ru/ylmogt
12. Daneykin Y., Kalpinskaya O., Fedotova N. Project activities at the university: Russian and European Experience // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. L.: European Publisher, 2021. Vol. 108. P. 1400-1407. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.05.02.178
13. Сатарова Л.А., Беседина И.В. Проектная деятельность как один из методов развития творческого потенциала студентов архитектурных специальностей // AlmaMater (Вестник высшей школы). 2015. № 3. С. 75-79. https://elibrary.ru/tmurwj
14. Тамочкина О.А. Проект, фрейминг, рефрейминг, прайминг как психолого-педагогический инструментарий в модели развития творческого потенциала студентов вуза // Вестник Университета Российской академии образования. 2019. № 2. С. 33-41. https://elibrary.ru/gefqmv
15. Харченко С.С. Метод проектов как средство развития творческого потенциала студентов специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобиля» // Вестник науки. 2023. Т. 3. № 6 (63). С. 370-377. https://elibrary.ru/ewxeay
16. Акулич Е.М., Бондарчук Д.А. Проектное обучение в вузе как возможность развития профессиональнотворческого потенциала студентов // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 2-1. С. 473-479. https://doi.org/10.34670/AR.2022.53.18.05, https://elibrary.ru/icpims
17. Алашеева Р.В., Коломейцева Т.С., Макакенко Я.А. «Философская рецензия» как реализация метода проектов в обучении философии // Педагогическое образование в России. 2017. № 17. C. 6-12. https://doi.org/10.26170/po17-01-01, https://elibrary.ru/xsfezj
18. Григорьева Е.И., Ефременко А.П., Габдиев М. Особенности формирования навыков проектной деятельности у обучающихся в образовательной среде вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 188. С. 114-122. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-114-122, https://elibrary.ru/qjdefs
19. Сахарова М.В. Проектная деятельность и ее роль в актуализации курса философии в педагогическом вузе (из опыта работы) // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2022. № 1 (41). С. 19-32. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2021.41.1.02, https://elibrary.ru/dkitlw
20. Kolodziejski M., Przybysz-Zaremba M. Project Methods in Educational Practice // University Review. 2017. Vol. 11. № 4. P. 26-32.
Рецензия
Для цитирования:
Григорьева Е.И., Сахарова М.В. Проектные технологии как фактор развития творческого потенциала студентов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1088-1098. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1088-1098
For citation:
Grigorieva E.I., Sakharova M.V. Project technologies as a factor in the development of students’ creative potential. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(5):1088-1098. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1088-1098
ISSN 2782-5825 (Online)