Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников в Забайкальской православной гимназии

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1111-1120

Аннотация

Актуальность. Основной причиной для поиска и разработки модели духовно-нравственного воспитания младших школьников Забайкальской православной гимназии послужила недостаточная разработка теоретических и практических аспектов взаимосвязи процессов духовного (с позиции православной педагогики) и нравственного (с позиции светской педагогики); существующие типы моделей воспитания младших школьников (гуманистические, социоцентрические, авторитарные и др.) не получили в педагогике должного практического изучения применительно к современным условиям в православных образовательных учреждениях, обеспечивающих ценностно-смысловую направленность воспитательной деятельности, ее технологичность и упорядоченность. Предлагаемую модель духовно-нравственного воспитания младшего школьника в Забайкальской православной гимназии необходимо рассматривать как альтернативный вариант существующим воспитательным моделям в современном образовании, научно-практическое обоснование которой заключается во взаимосвязи процессов духовно-нравственного воспитания личности и диалогового взаимодействия с Церковью.

Материалы и методы. Теоретические методы: теоретико-методологический, понятийно-терминологический анализ, историко-педагогический и теоретико-педагогический анализ практики духовно-нравственного воспитания, богословской, философской и психолого-педагогической литературы, периодической печати, посвященной вопросам духовно-нравственного воспитания, единство исторического и логического анализа, а также историко-педагогический анализ различных документов (Министерства образования и науки РФ, РПЦ, региональных светских и духовных властей и т. п.) по вопросам духовно-нравственного воспитания; сравнение, обобщение, педагогическое моделирование. Эмпирические методы: метод включенного наблюдения, анкетирование, тестирование, системный анализ практики духовно-нравственного воспитания.

Результаты исследования. В ходе исследования на констатирующем этапе была определена педагогическая модель духовно-нравственного воспитания младших школьников, в которой отражены инновационные методы воспитания, способствующие формированию умений у обучающихся взаимодействовать с людьми, развивать систему ценностных ориентаций, нравственно-волевых качеств личности, воспитание духовных и нравственных чувств.

Выводы. Разработана педагогическая модель духовно-нравственного воспитания младшего школьника в православной гимназии, определены ее основы, структурные компоненты: институциональный, целевой, содержательный, диагнотико-результативный. Целевой компонент направлен на достижение планируемых результатов – преобразование нравственных ценностей в систему личностных смыслов младшего школьника. Данные нравственные ценности зафиксированы в Федеральном государственном стандарте начального общего образования и конкретизированы в личностных результатах освоения младшими школьниками основной образовательной программы. Институциональный компонент констатирует наличие социальных институтов, которые непосредственно влияют на воспитание духовно-нравственных ценностей младшего школьника. Содержательный компонент модели раскрывает смысл воспитания, основывающийся на духовных и нравственных ценностях ребенка (любовь, уважение, дружба, патриотизм, здоровье). Содержательный компонент включает в себя процесс обучения, дополнительное образование, внеурочную деятельность. Для эффективного воспитания духовных и нравственных ценностей младшего школьника необходимо тесное взаимодействие всех его составляющих. Диагностико-результативный компонент включает результаты мониторинговых исследований, которые отражают реальную действительность по отношению к поставленным задачам и целям.

Об авторе

А. Г. Сапожникова
ЧОУ «Гимназия «Радуга»
Россия

Сапожникова Анна Георгиевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

672012, г. Чита, ул. Смоленская, 22 



Список литературы

1. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы 2 Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск, 2014. С. 11-19.

2. Ефимова Е.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности // Современные подходы к повышению качества образования: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.В. Ведерникова. Ишим, 2013. С. 66-70. https://elibrary.ru/selisz

3. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. М.: Юрайт, 2018. 507 с. https://elibrary.ru/dlhaai

4. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебновоспитательного процесса. М., 1993. 80 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001662800

5. Космачева Н.В. Задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников на современном этапе // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.А. Жесткова. Арзамас, 2015. С. 556-562. https://elibrary.ru/uwbqwn

6. Максакова В.И. Теория и методика воспитания младших школьников. М.: Юрайт, 2019. 206 с. https://elibrary.ru/czdnco

7. Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006. 488 с. https://elibrary.ru/pfnted

8. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: ПСТГУ, 2012. 140 c. https://elibrary.ru/qwawdv

9. Сапожникова А.Г. Методы духовно-нравственного воспитания младших школьников в современной православной гимназии // Актуальные проблемы начального общего образования: теория и практика: материалы 2 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.И. Улзытуева. Чита, 2017. С. 128-131. https://elibrary.ru/rezlfm

10. Щукина Г.И. Педагогика школы. М.: Просвещение, 1977. 383 с.

11. Караковский В.А. Современная стратегия воспитания // Теория и практика гуманистических воспитательных систем: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Владимир, 1997. С. 28-29.

12. Чухин С.Г., Левичев О.Ф. Основы духовно-нравственного воспитания школьников. М.: Юрайт, 2019. 113 с. https://elibrary.ru/qntsgg


Рецензия

Для цитирования:


Сапожникова А.Г. Основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников в Забайкальской православной гимназии. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1111-1120. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1111-1120

For citation:


Sapozhnikova A.G. Building a model fundamentals of younger schoolchildren’s spiritual and moral education in the Transbaikal Orthodox gymnasium. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(5):1111-1120. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1111-1120

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)