Использование ментальных карт для обучения лексике и развития устной речи в военном вузе
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1206-1217
Аннотация
Актуальность. Современная ситуация требует новых подходов, способствующих овладению обучающимися необходимыми навыками профессиональной коммуникации. Актуальным представляется разработка визуальных, когнитивных средств подготовки военных специалистов, к которым относится технология ментальных карт.
Материалы и методы. Теоретико-методологической базой исследования послужили труды В.Ф. Шаталова, Э.В. Будаева, Т. Бьюзен, Х. Мюллера, А.Р. Камалеевой, О.А. Кондратенко и др. В ходе исследования проанализированы отличительные черты ментальных карт: представление информации при помощи нелинейных схем с опорой на принцип ассоциативного мышления.
Результаты исследования. Выявлены преимущества использования ментальных карт в процессе обучения устной коммуникации: повышение внимания и познавательного интереса; обеспечение более глубокого понимания учебного материала; рационализация процесса обучения; развитие умений самоконтроля; развитие интеллектуально-творческого потенциала. Рассмотрены типы и варианты применения ментальных карт для изучения терминологической лексики, которая представляется базой продуцирования как диалогической, так и монологической профессионально ориентированной речи. Сформулированы этапы работы с ментальными картами для обучения лексике и развития устной речи в военном вузе.
Выводы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что использование технологии ментальных карт позволяет максимально эффективно усвоить лексический материал, выделить ключевую информацию из текста и представить ее в виде высказывания. Думается, рассматриваемый когнитивно-визуальный подход обучения позволяет эффективно решать задачи иноязычной подготовки в военном вузе.
Об авторах
А. В. ВарушкинаРоссия
Варушкина Анастасия Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а
AuthorID: 802247
В. В. Поталуй
Россия
Поталуй Валерия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а
Е. А. Ширшикова
Россия
Ширшикова Екатерина Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а
Список литературы
1. Левандровская Н.В., Хамула Л.А. Особенности обучения устной речи и реферированию иноязычных текстов при подготовке к экзамену в военном авиационном вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 9-1 (87). C. 206-211. https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-9-1.46, https://elibrary.ru/xwqgyp
2. Камалеева А.Р., Муллер О.Ю. Когнитивно-визуальные технологии как способ формирования информационной компетентности студентов педагогического направления // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 3 (51). С. 6-12. https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-3-6-12, https://elibrary.ru/cfneez
3. Катханова Ю.Ф., Корзинова Е.И., Игнатьев С.Е. Визуализация учебной информации как педагогическая проблема // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. № 4 (228). С. 51-59. https://elibrary.ru/vrqghu
4. Щипицина Л.Ю. Технологии развития визуальной грамотности при изучении иностранного языка в вузе // Филологический класс. 2022. Т. 27. № 4. С. 195-204. https://doi.org/10.51762/1FK-2022-27-04-17, https://elibrary.ru/wqbdlb
5. Buzan T. The Buzan study skills handbook. L.: BBC Active, 2006. 191 p.
6. Murley D. Mind Mapping Complex Information // Law Library Journal. 2007. № 99 (1). P. 175-183.
7. Митрюхина И.Н. Технология Mind-mapping как информационная основа при обучении монологическому иноязычному говорению в условиях цифровой среды // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2021. № 2. С. 150-162. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2021.2.12, https://elibrary.ru/cudikv
8. Горскина Н.Н. Метод построения ментальных карт при обучении пониманию иноязычных профессиональных текстов // Образование и право. 2023. № 1. С. 113-116. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-1-113-116, https://elibrary.ru/uhbirz
9. Пушкарева М.П., Дубаков А.В., Оларь Ю.В., Нарыкова А.В. Использование ментальных карт в процессе непрерывного профессионального образования // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 3 (47). С. 78-83. https://elibrary.ru/ymcvze
10. Вахрамеева Д.Д. Технология майндмэппинга // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 55 (2). С. 8-10. https://doi.org/10.18411/lj-10-2019-21, https://elibrary.ru/ydfyuw
11. Nurazisah Paharuddin. The effectiveness of mind mapping method to build students’ speaking skill. Makassar: Muhammadiyah University of Makassar, 2020. 64 p.
12. Kim S., Kim M. Kolb’s learning styles and educational outcome: using digital mind map as a study tool in elementary English class // International Journal for Educational Media and Technology. 2012. № 6 (1). P. 4-13.
13. Ghazal L. Learning vocabulary in EFL contexts through vocabulary learning strategies // Novitas-royal. 2007. № 1 (2). P. 84-91.
14. Новикова О.М. Mind-mapping как эффективный метод обучения медицинской терминологии иностранных студентов // Коллекция гуманитарных исследований. 2022. № 1 (30). С. 46-50. https://doi.org/10.21626/j-chr/2022-1(30)/7, https://elibrary.ru/yinuej
15. Агальцова Д.В., Миляева Л.В. Современные средства визуализации учебной информации в процессе обучения иностранному языку в вузе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. № 12. С. 11-17. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-c-11-17, https://elibrary.ru/gkqktf
16. Горлова Ю.И., Алтунина О.А. Применение ментальных карт в дистанционном обучении студентов вуза // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 1 (90). С. 127-130. https://elibrary.ru/mgluvk
Рецензия
Для цитирования:
Варушкина А.В., Поталуй В.В., Ширшикова Е.А. Использование ментальных карт для обучения лексике и развития устной речи в военном вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023;28(5):1206-1217. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1206-1217
For citation:
Varushkina A.V., Potaluy V.V., Shirshikova E.A. The use of mind maps for teaching vocabulary and developing oral speech at a military university. Tambov University Review. Series: Humanities. 2023;28(5):1206-1217. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1206-1217