Векторы развития молодежной науки в классическом вузе на современном этапе
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-6-1467-1482
Аннотация
Развитие молодежной науки и создание условий для научно-исследовательской деятельности студентов в период их обучения выступают одними из актуальных направлений деятельности высших учебных заведений на современном этапе. От того, насколько студенты смогут сформировать компетенции в научно-исследовательской сфере, во многом будет зависеть их способность продолжать образование и самообразование на протяжении всей жизни и трудоустройство. Объявление Президентом РФ Десятилетия науки и технологий способствовали пересмотру и актуализации многих направлений организации научно-исследовательской деятельности студентов. В данной работе в соответствии с инициативами Плана проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий авторами выделены четыре ключевых вектора развития молодежной науки в классическом университете: 1) популяризация науки среди обучающихся и привлечение к научно-исследовательской и проектной деятельности талантливой молодежи; 2) формирование у студентов дополнительных профессиональных компетенций в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности; 3) апробация и распространение результатов научно-исследовательской деятельности студентов; 4) взаимодействие молодежной науки, бизнеса, государства и общества. В работе авторы а) описывают актуальность развития молодежной науки на современном этапе; б) проводят анализ педагогических исследований, посвященных описанию предметного содержания организации научно-исследовательской деятельности студентов и опыта проведения вузами научно-просветительских и образовательных проектов, целью которых выступает формирование у студентов дополнительных профессиональных и надпрофессиональных компетенций; в) представляют мероприятия Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в рамках каждого из четырех векторов развития молодежной науки в вузе.
Об авторах
П. С. МоисеевРоссия
Моисеев Павел Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент, и. о. ректора
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
П. В. Сысоев
Россия
Сысоев Павел Викторович, доктор педагогических наук, профессор, начальник управления организации научно-исследовательской деятельности студентов и подготовки научных кадров, Scopus Author ID: 8419258800, Researcher ID: I-6136- 2016
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Д. О. Сорокин
Россия
Сорокин Данила Олегович, председатель объединенного студенческого научного совета, Researcher ID: AFF-7904-2022
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10 (218). С. 75-82. https://elibrary.ru/zowuhl
2. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Развитие молодежной науки в классическом вузе: Опыт Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2021. 130 с. https://elibrary.ru/dzexmp
3. Хашхожева Д.А., Паритов А.Ю., Гелястанова М.Т., Махотлова З.А., Суншева Б.М., Аккизов А.Ю. Вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу и ее перспективы как элемента самостоятельной работы студента-магистранта // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. Ст. 114. https://elibrary.ru/yunecl
4. Головко Р.А., Хазова С.А., Григорова Э.В., Субботина Е.А. Организация научно-исследовательской работы студентов первых курсов технического колледжа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. № 1 (233). С. 61-68. https://elibrary.ru/zcibkp
5. Антонова В.М., Сухорукова Н.А. Методические вопросы привлечения студентов к научно-исследовательским работам // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2020. Т. 9. № 2. С. 27-29. https://elibrary.ru/ryopjs
6. Кутлияров Д.Н., Кутлияров А.Н. Научно-исследовательская работа студентов в вузе // Вестник учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования. 2013. № 5. С. 92-94. https://elibrary.ru/vdnuvl
7. Латышева В.В., Разумнова Л.Л. Организация научно-исследовательской работы студентов магистратуры в аэрокосмическом вузе (на примере МАИ (Национальный исследовательский университет)) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 10 (92). Ст. 31. https://elibrary.ru/xxixon
8. Зиязиева Л.Р., Еламанова А.Б., Жакенова А.Т., Кайкенова А.А. Организация научно-исследовательской работы студентов с целью формирования готовности студентов вуза к самостоятельной работе // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021. № 4-1 (36). С. 26-27. https://elibrary.ru/uenpxh
9. Баранов А.А., Малашенко В.Н., Климачева О.В., Хмельцова О.И. Студенческая наука: достижения и перспективы // Высшее образование в России. 2014. № 8-9. С. 107-112. https://elibrary.ru/swjxen
10. Тюменцева Е.Ю., Штабнова В.Л. Студенческое научное общество в становлении специалиста в Омском государственном институте сервиса // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 2 (24). С. 98-104. https//doi.org/10.17238/issn1998-5320.2016.24.98, https://elibrary.ru/wkbsun
11. Решетников В.А., Соколов Н.А., Херсонский И.И., Фролова М.А. К истории студенческих научных обществ в области общественного здоровья: научные кружки при кафедре социальной гигиены // История медицины. 2021. Т. 7. № 2. С. 147-152. https://doi.org/10.17720/2409-5583.t7.2.2021.04d, https://elibrary.ru/ecrpjy
12. Арефьева О.В. Роль студенческого научного общества колледжа в развитии исследовательских навыков учащихся // Методист. 2009. № 3. С. 40-45. https://elibrary.ru/ugkzhl
13. Буркова Л.Л. Организация научно-исследовательской работы студентов в студенческой научной лаборатории «Доброград – 01» // Modern European Researchers. 2015. № 5. С. 89-91. https://elibrary.ru/urksbn
14. Дермер П.Б., Добринец М.В., Гофман А.М. Совет обучающихся как форма студенческого самоуправления // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 110-116. https://elibrary.ru/tsncfh
15. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. «Школа компетенций» – технология формирования дополнительных компетенций студентов классического вуза // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 20-29. https://elibrary.ru/xnojfr
16. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Кластерный подход к развитию молодежного предпринимательства в классическом вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 102-109. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-102-109, https://elibrary.ru/bynydu
17. Захаров Д.Ю., Кравцова Л.А., Щербатюк Я.В. Молодежное самоуправление в сфере науки как основа формирования кадрового потенциала // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 132-139. https://elibrary.ru/xeqctz
18. Гришаев О.В. Социальная и воспитательная деятельность вуза в рамках выполнения программы развития студенческих объединений // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 137-142. https://elibrary.ru/vxjhsl
19. Чернова К.С., Сидорова Н.В. Организация работы студенческого научного общества в учреждении среднего профессионального образования как средство формирования компетенции // Поволжский педагогический поиск. 2020. № 2 (32). С. 100-106. https://doi.org/10.33065/2307-1052-2020-2-32-100-106, https://elibrary.ru/qasakv
20. Кондратьева Т.Н., Матвеева Н.В. Организация деятельности студенческого научного общества: обобщение опыта и перспективы дальнейшего развития // Развитие образования. 2019. № 2 (4). С. 87-89. https://doi.org/10.31483/r-32832, https://elibrary.ru/vmgcuy
21. Канаева Л.В. Причины и коррекция публикационных девиаций в «студенческой науке» // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 112-119. https://elibrary.ru/zxjgjh
Рецензия
Для цитирования:
Моисеев П.С., Сысоев П.В., Сорокин Д.О. Векторы развития молодежной науки в классическом вузе на современном этапе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(6):1467-1482. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-6-1467-1482
For citation:
Moiseev P.S., Sysoyev P.V., Sorokin D.O. Vectors of the development of youth science in a classical university at the present stage. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(6):1467-1482. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-6-1467-1482