Preview

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки

Расширенный поиск

Таксономия целей, принципы, формы и технологии деятельности виртуальных университетов: сравнительно-педагогический анализ

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-269-280

Аннотация

Актуальность. Представлены результаты сравнительно-педагогического исследования, предпосылками которого стали: актуальность определения действенных ориентиров эффективной организации систем высшего образования, многоаспектное усиление проявлений тенденции виртуализации образования, необходимость интенсификации образовательной деятельности виртуальных университетов (особенно актуальная в условиях пандемии). Целью исследования являлось создание таксономии целей и выделение основополагающих принципов, форм и технологий образовательной деятельности виртуальных университетов.

Методы исследования. В исследовании были задействованы классические для сравнительной педагогики методы: сравнительный, описательный, индуктивно-дедуктивный. Изучались цели, принципы, формы и технологии деятельности следующих виртуальных университетов: Открытого университета Великобритании (The UK’s Open University), Канадского виртуального университета (Canadian Virtual University (CVU)), Университета Phoenix (The University of Phoenix (UoP, США)), Виртуального университета малых государств Британского Содружества (The Virtual University for Small States of The Commonwealth (VUSSC)), Виртуального университета Пакистана (The Virtual University of Pakistan).

Результаты исследования. В результате проведенного сравнительно-педагогического анализа цели, принципы, формы и технологии образовательной деятельности виртуальных университетов обобщены и систематизированы, что определило новизну исследования. Цели работы виртуальных университетов представлены в иерархическом порядке, соответствующем уровням целеобразования: целесообразности, целенаправленности (на уровне целенаправленности цели дифференцированы по видам деятельности: образовательной, педагогической, обеспечивающей и организационной) и целеустремленности. Выявлена совокупность базовых принципов, регламентирующих образовательную деятельность виртуальных университетов в контексте информатизации образования, дана характеристика наиболее востребованным формам и технологиям. Обозначены приоритетные содержательные направления работы виртуальных университетов, детерминируемые системой ее целей.

Выводы. Представленные таксономия целей и основополагающие принципы образовательной деятельности виртуальных университетов определяют специфику этой деятельности. Количество факторов и переменных, от которых зависит образовательная деятельность виртуальных университетов, постоянно увеличивается, но это не отменяет важности и ценности умения выбрать способ обучения, который подходит конкретному человеку. Индивидуальный стиль обучения подразумевает возможность адаптировать ситуацию и материалы в соответствии со своими потребностями и, как следствие, быстрее и эффективнее осваивать новую информацию и навыки.

Об авторах

Е. А. Алисов
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Россия

Алисов Евгений Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4-1
 

 



Л. С. Подымова
ФГАОУ «Московский педагогический государственный университет»
Россия

Подымова Людмила Степановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования института педагогики и психологии

119992, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1



Л. Н. Макарова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Макарова Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и образовательных технологий

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Guzman J.H.E., Zuluaga-Ortiz R.A., Barrios-Miranda D.A., Delahoz-Dominguez E.J. Information and Communication Technologies (ICT) in the processes of distribution and use of knowledge in Higher Education Institutions (HEIs) // Procedia Computer Science. 2022. № 198. Р. 644-649. https://doi.org/10.1016/j.procs.2021.12.300

2. Zhang Z. Application of digital intelligent communication technology in contemporary comparative education methodology // Alexandria Engineering Journal. 2022. Vol. 61. № 6. Р. 4647-4657. https://doi.org/10.1016/j.aej.2021.10.019

3. Richards G. A guide to virtual universities for policy-makers. Burnaby: Commonwealth of learning, 2015. 42 р.

4. Zhanbusinova B.H., Iskakova G.Sh., Shaukenova K.S., Shayakhmetova B.K., Mukasheva A.K. Virtual university modules // Bulletin of the Karaganda University. Mathematics. 2017. № 1 (85). Р. 46-51. https://elibrary.ru/uauueg

5. Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Виртуальные университеты: факторы успеха и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15. № 1. С. 7-17. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2018-15-1-7-17, https://elibrary.ru/nswjyn

6. D’Antoni S. The virtual university: models and messages. Paris: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization Press, 2006. 451 р.

7. Boulton C.A., Kent C., Williams H.T.P. Virtual learning environment engagement and learning outcomes at a ‘bricks-and-mortar’ university // Computers & Education. 2018. № 126. Р. 129-142. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.06.031

8. Svyrydenko D., Kyvliuk V. Virtual university: education as a lifestyle // Educational Discourse: Collection of Scientific Papers. 2020. № 28 (11). Р. 38-50. https://doi.org/10.33930/ed.2019.5007.28(11)-3

9. Подымова Л.С., Алисов Е.А. Готовность субъектов образовательного процесса к педагогическому проектированию образовательной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 12 (92). С. 135-138. https://elibrary.ru/ncovrh

10. Batara C., Rapat C. Design and implementation of virtual university based on ICT // International Journal of Research – Granthaalayah. 2020. № 8. Р. 144-152. https://doi.org/10.29121/granthaalayah.v8.i4.2020.19

11. Akhmetshin E.M., Vasilev V.L., Kozachek A.V., Meshkova G.V., Mikhailova M.V. Development of digital university model in modern conditions: institutional approach // Digital Education Review. 2021. № 40. Р. 17-32. https://doi.org/10.1344/der.2021.40.17-32, https://elibrary.ru/bqpbgw

12. Подымова Л.С., Подымов Н.А., Алисов Е.А. Готовность педагогов к обеспечению безопасности личности в инновационной образовательной среде // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 4 (93). С. 663-680. https://doi.org/10.15507/1991-9468.093.022.201804.663-680, https://elibrary.ru/slvwuh

13. Tito-Huamani P., Castaneda Th., Aponte S., Garamendi K., Custodio F., Soto E. Virtual university and educational transformation in the context of the pandemic // Revista Innova Educación. 2022. Vol. 22. № 11. Р. 113-131. https://doi.org/10.33423/jhetp.v22i11.5424

14. Kaltheuner N.-E. The virtual university // European Heart Journal. 2018. Vol. 39. Issue 8. P. 645-648. https://doi.org/10.1093/eurheartj/ehy041

15. Ahmed M., Minhas Sh. Design, usage and impact of virtual university mobile LMS application on students learning of virtual university of Pakistan // International Journal of Advanced Trends in Computer Science and Engineering. 2021. Vol. 10. № 3. Р. 1837-1843. https://doi.org/10.30534/ijatcse/2021/491032021

16. Leon-Gomez A., Calderon-Garrido D., Gil Fernandez R. The use of social networks in a virtual university // Campus Virtuales. 2019. Vol. 8. № 1. Р. 99-109.

17. Elhassan F.D.M., Ahamed Y.M. Implement a virtual university in education based on a cloud computing // International Journal of Science, Environment and Technology. 2018. Vol. 7. № 1. Р. 31-38.

18. Jameson C.M., Torres K., Mohammed Sh. Virtual faculty strategies for supporting motivation of online doctoral students // Journal of Educational Research and Practice. 2021. Vol. 11. № 1. Р. 295-305. https://doi.org/10.5590/JERAP.2021.11.1.21

19. Averin S.A., Аlisov Е.А., Murodhodjaeva N.S., Noskov I.A., Tsaplina O.V., Osipenko L.E. Information technologies in education: forming the competences of the future // International Journal of Engineering & Technology. 2018. Vol. 7. № 4.7. Р. 276-282. https://doi.org/10.14419/ijet.v7i4.7.20562

20. Anzorova S., Aibazova M., Zhapaova M., Gorda A., Kolesnikova E. Digitalization of education: pedagogical technologies in a virtual university environment // Bulletin of National Academy of sciences of the Republic of Kazakhstan. 2021. № 4 (392). Р. 185-190. https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.151


Рецензия

Для цитирования:


Алисов Е.А., Подымова Л.С., Макарова Л.Н. Таксономия целей, принципы, формы и технологии деятельности виртуальных университетов: сравнительно-педагогический анализ. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024;29(2):269-280. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-269-280

For citation:


Alisov E.А., Podymova L.S., Makarova L.N. Taxonomy of purposes, principles, forms, technologies in on-line education: comparative analysis of virtual universities: pedagogical aspects. Tambov University Review. Series: Humanities. 2024;29(2):269-280. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-269-280

Просмотров: 155


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1810-0201 (Print)
ISSN 2782-5825 (Online)