Актуализация обучения в природной среде с позиций экологической безопасности
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-637-645
Аннотация
Рассмотрены педагогические аспекты полномасштабного использования в современной образовательной практике обучения в природной среде, обозначены (на фоне констатации оскудения естественного природного окружения развивающейся личности) потенциальные преимущества его организации. Приведены эмпирические данные, показывающие соотнесенность обучения в природной среде с параметрами экологической безопасности. Респондентами выступили воспитанники школы-интерната трех возрастных групп: младшие школьники, подростки и старшеклассники. Применена двухкомпонентная система показателей и критериев: показатель насыщенности образовательной среды – критерий достаточности и показатель структурированности образовательной среды – критерий концентрированности и интенсивности. В качестве варианта методологической основы оптимизации взаимодействия личности и окружающего мира обозначен видеоэкологический подход, сконструированный на основе содержательного наполнения эпистемических пространств (парадигмы, синтагмы, прагматики). С позиций реализации видеоэкологического подхода охарактеризованы тенденции персонализации образовательной среды, повышения уровня визуальной грамотности участников образовательных отношений. Обоснованы общие закономерности экологизации средовых характеристик и возможности применения на практике различных форм обучения в природной среде, которая рассмотрена в качестве альтернативы по отношению к традиционному образовательному пространству школы. Приведены позиционно сформулированные преимущества организации современного образовательного процесса в природной среде.
Об авторе
Е. А. АлисовРоссия
Алисов Евгений Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, корп. 1
Список литературы
1. Афонина Р.Н., Лесных Е.А. Принцип природосообразности в современной образовательной практике // Colloquium-Journal. 2019. № 25-5 (49). С. 42-43.
2. Князева М.Д. Экологизация образования и инновационные процессы // Славянский форум. 2019. № 1 (23). С. 131-137.
3. Чванова М.С., Анурьева М.С., Лыскова В.Ю., Котова Н.А., Молчанов А.А. Подготовка специалистов в области информационной безопасности: инновационный подход к формированию образовательной среды // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2015. № 1. С. 18-31.
4. Алисов Е.А. Технологии оценки качества освоения новых модулей педагогической магистратуры // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. Ст. 472.
5. Одиноков А.С. Теоретико-методологические подходы к формированию междисциплинарных связей // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 4-1. С. 79-87. https://doi.org/10.34670/AR.2021.53.55.058
6. Фалей М.В. Развитие теории и практики исследовательского обучения // Ученые записки Сахалинского государственного университета. 2020. № 15-16. С. 101-104.
7. Конышева А.В., Бигачева Е.Н. Инновационные и информационные технологии в образовании как метод практикоориентированного подхода к обучению // Электронный научный журнал. 2021. № 9 (47). С. 18-22.
8. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации // Казанский педагогический журнал. 2017. № 6 (125). С. 12-18.
9. Дмитриева Т.М. Основы сенсорной экологии. М.: Изд-во РУДН, 1999. 168 с.
10. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо. М.: Видеоэкология, 2006. 512 с.
Рецензия
Для цитирования:
Алисов Е.А. Актуализация обучения в природной среде с позиций экологической безопасности. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(3):637-645. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-637-645
For citation:
Alisov E.A. Actualization of learning in the natural environment from the standpoint of environmental safety. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(3):637-645. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-637-645