Современные подходы к профессиональной ориентации школьников
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-319-328
Аннотация
Рассмотрены актуальные форматы профориентационной работы, которые, во-первых, ориентированы на решение проблемы привлечения абитуриентов в вузы, во-вторых, учитывают интересы учащихся и способствуют осознанному профессиональному самоопределению, в-третьих, учитывают конъюнктуру рынка труда. Решение данных задач оказывается возможным в результате системной организации профориентационной работы, ключевым субъектом которой выступает университет, обеспечивая при этом взаимодействие в триаде «школа – вуз – работодатель». В рамках университета профориентационная работа может носить уровневый характер и осуществляться на уровне образовательной программы, кафедры, института/факультета, университета. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о необходимости увеличения глубины профориентационной работы, чему способствует формат «детского университета», в рамках которого учащиеся младшей и средней школы знакомятся с профессиональными сферами. Одна из актуальных проблем профориентационной работы со школьниками – повышение их вовлеченности в предлагаемые мероприятия. Вовлеченность и, как следствие, эффективность профориентационной работы позволяет повысить ее практический характер (тренинги, мастер-классы, профессиональные пробы), использование соревновательного компонента (олимпиады, конкурсы грантов), применение игровых компонентов (элементов геймификации) в профориентационных мероприятиях.
Об авторе
А. В. ПрохоровРоссия
Прохоров Андрей Васильевич, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Фирсова И.А. Профориентационная работа в системе развития образования: опыт работы Финансового университета // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 2. № 1. С. 4-7.
2. Кравчук Л.А. Профориентация в вузе: проблема, практика, проекты // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2013. № 4. С. 21-27.
3. Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Проблемы организации профориентационной работы в университете // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 64-70.
4. Балакина А.П. Профориентация в системе управления развитием человеческих ресурсов // Экономика и управление. 2011. № 12. С. 3-6.
5. Прохоров А.В., Жмырева Н.А. Профориентационная работа в университете: традиционные и новые формы взаимодействия со школьниками // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13. № 103. С. 73-76. https://doi.org/10.20310/1819-8813-2018-13-103-73-76
6. Прохоров А.В. Уровневая модель профориентационной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина // Социально-экономические явления и процессы. 2019. Т. 14. № 3 (107). С. 13-17. https://doi.org/10.20310/1819-8813-2019-14-3(107)-13-17
7. Прохоров А.В. Университет как субъект профориентационной работы со школьниками // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 187. С. 15-20. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-187-15-20
8. Жаворонкова О.Р., Буренина Н.Б. Профориентация как инструмент сохранения баланса между рынками труда и образовательных услуг // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2021. № 2. С. 89-94. https://doi.org/10.34771/UZCEPU.2021.72.2.019
9. Разумова М.В. Профориентация в России: становление, проблемы, перспективы // Профессиональное образование и общество. 2014. № 3 (11). С. 49-57.
10. Печерская С.Ю., Фомичев Р.С. Профессиональные пробы как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 89-94.
11. Толстогузов С.Н. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и наука. 2015. № 1. С. 151-165.
12. Троешестова Д.А., Васильева О.В. Система профессиональной ориентации учащихся, привлечения и сопровождения талантливой молодежи в университете // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 125-131.
13. Прохоров А.В. Детский университет как инструмент ранней профориентации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. Т. 4. № 13. С. 25-30.
14. Спирина Н.А., Маковкина С.А. Геймификация как инструмент профориентации школьников // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 12. С. 22-27. https://doi.org/10.20339/AM.12-20.022
15. Белоусова А.К. Профессиональные пробы как форма профессионального самоопределения учащихся школ // Научно-методический журнал Поиск. 2017. № 1 (57). С. 67-71.
16. Зикерманн Г., Линдер Дж. Геймификация в бизнесе: как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов. М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фарбер», 2014.
17. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Привлечение талантливой молодежи к обучению в аспирантуре в классическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 189. С. 7-14. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-7-14
18. Шахова Е.А. Профессиональные пробы как основная форма профориентационной работы // Образование. Карьера. Общество. 2021. № 1 (68). С. 34-35.
19. Организация профессиональных проб / под ред. Н.Р. Огневой, Д.И. Спичевой. Томск: Изд. дом Томск. гос. ун-та, 2019.
20. Килина И.А., Рылова Н.Т., Вершинина И.Ю., Белов В.Ф. Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях / под общ. ред. Е.Л. Рудневой. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016.
21. Чистякова C.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Гапоненко А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения / под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Изд. центр «Академия», 2014.
22. Белоусов А.К. Профессиональные пробы как форма профессионального самоопределения учащихся школ // Научно-методический журнал Поиск. 2017. № 1. С. 67-71.
23. Блинов В.И., Сергеев И.С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 4. С. 14-17.
Рецензия
Для цитирования:
Прохоров А.В. Современные подходы к профессиональной ориентации школьников. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;27(2):319-328. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-319-328
For citation:
Prokhorov A.V. Modern approaches to career guidance of school students. Tambov University Review. Series: Humanities. 2022;27(2):319-328. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-319-328